Первые годы жизни ребенка очень важны для развития речи. На этом этапе происходит развитие голосовых органов и созревание мозга, поэтому это ключевое время для приобретения навыков речи и общения. Для обеспечения оптимального развития важно, чтобы родители начали стимулировать язык ребенка с раннего возраста.
Почему важно стимулировать фонотрофический аппарат в раннем детстве?
Фонотрофический аппарат включает в себя органы, которые, как следует из названия, способствуют артикуляции языка. Эта система включает в себя надглазничные полости, такие как нёбо, язык, зубы и губы. В основном, ее функция заключается в артикуляции звуков, исходящих из дыхательной системы, особенно из глотки, гортани и голосовых связок. Другими словами, они модулируют звуки, которые мы издаем, чтобы преобразовать их в фонемы, понятные человеческому уху.
Это объясняет, почему нарушения или задержки в созревании голосового аппарата могут не только повлиять на овладение языком в раннем возрасте, но и стать препятствием для развития речи в детстве. Несомненно, начинать тренировку голосового аппарата необходимо как можно раньше в детстве.
Это подтвердило исследование, проведенное в Северном техническом университете, в котором было показано, что ранняя стимуляция голосового аппарата не только способствует усвоению языка, но и улучшает произношение, исправляет неправильные мышечные паттерны и подвижность лица. Кроме того, это отличный ресурс для развития экспрессии у детей с раннего возраста и стимулирования социальной коммуникации.
5 простых упражнений для тренировки артикуляционных органов языка
1. 3.
Большинство детей любят строить рожицы, поэтому им обязательно понравится упражнять свои губы, как у обезьянки. Идея заключается в том, чтобы малыши двигали и растягивали губы во всех возможных направлениях. Для этого можно попросить их как можно сильнее пошевелить губами влево, а затем вправо. Затем попросите их вытянуть губы вперед, как будто они собираются подарить огромный поцелуй, и задержите их в таком положении на несколько секунд. Когда они освоят это упражнение, они могут повторить его с губами вместе, врозь и врозь — это позволит немного усложнить занятие.
2. Сгибание губ
Еще одно замечательное упражнение для тренировки движения губ и повышения их гибкости — как можно быстрее открывать и закрывать губы, но держа зубы вместе. Затем попросите детей сжать губы как можно сильнее и, наконец, слегка прикусить верхнюю губу, затем нижнюю и, наконец, обе губы одновременно. Это улучшит движение их губ, что в дальнейшем поможет им лучше произносить вокальные партии. А если вы хотите, чтобы было веселее, вы всегда можете заниматься всей семьей — это поможет научить малышей правильно применять упражнение.
3. Укрепление щек
Большинство детей любят надувать щеки, как воздушный шарик, но мало кто знает, что помимо того, что это весело, это еще и идеальное упражнение для их укрепления. Чтобы усложнить упражнение и заставить их работать как можно больше мышц, пусть они сначала надувают одновременно, а затем чередуют, делая небольшой перерыв между двумя положениями. Когда они освоят это упражнение, можно слегка надавить пальцами на их щеки и попросить их попытаться надуть их. Другая очень эффективная практика заключается в противоположном упражнении — вставлять щеки между зубами и челюстями, как будто они полностью сдуты.
4. Мобилизация языка
Язык — один из важнейших голосовых органов, поэтому работать над ним необходимо с первых лет жизни. Для этого можно попросить детей взять язык и поднять его как можно выше, а затем опустить до максимума. Они также могут двигать языком из стороны в сторону, перемещая кончик влево, а затем вправо. Когда эти движения будут освоены, дети будут готовы описывать кончиком языка окружность, выходя изо рта, сначала медленнее, а затем быстрее. В этом случае можно также попросить их провести его по контуру губ, а затем в рот, над зубами.
5. Укрепление языка
Очень простое упражнение для укрепления мягкого нёба в веселой форме — дуть. В этом случае можно попросить детей поиграть в мыльные пузыри или надуть воздушные шарики, бумажные или пластиковые пакеты. Еще одно очень веселое занятие — надувать ватные шарики или перья, чтобы как можно дольше удерживать их в воздухе. Когда дети наберут силу, вы можете попросить их надувать немного более тяжелые предметы, такие как шарики для пинг-понга или бумажные шарики на плоской поверхности. Чтобы проверить силу удара, можно поставить свечу и попросить их дуть на пламя, достаточно, чтобы оно двигалось, но не гасло.
Следует отметить, что эти упражнения подходят для большинства детей старше 2 лет, поскольку в этом возрасте они способны подчиняться простым приказам. Однако их эффективность может варьироваться от одного малыша к другому в зависимости от степени зрелости фонирующего аппарата и особенно голосового аппарата. Невозможность правильно воспроизвести упражнения не означает, что у ребенка есть нарушения в развитии речи, но если у него есть другие признаки, указывающие на возможную задержку речевого развития, рекомендуется обратиться к специалисту, который диагностирует проблему и направит более индивидуализированные упражнения.
Глэдис, О. (2017) Фоноартистические упражнения и их влияние на правильное произношение составных фонем у детей 3-4 лет образовательного учреждения «Пимампиро», расположенного в кантоне Пимампиро, провинция Имбабура, в 2016-2017 гг. Дипломная работа. Северный технический университет.