СДВГ — одно из самых распространенных психологических расстройств в детском возрасте. Только в Испании, по оценкам, около 5% детей страдают от этого расстройства, которое обычно диагностируется в школьном возрасте. На самом деле, по мнению экспертов Международного университета Ла-Риохи, именно в школах обычно начинают проявляться проблемы с вниманием и гиперактивностью, поэтому в каждом классе обычно есть один или два ребенка с СДВГ.
Очевидно, что СДВГ не начинается при поступлении в школу, его симптомы становятся более очевидными с 5-7 лет, когда детям приходится справляться с новыми правилами, требуемыми школой и требующими больше усилий и внимания.
Хорошей новостью является то, что правильное управление СДВГ со стороны учителей может решить около 80% проблем, связанных с этим расстройством. На самом деле, известно, что дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, чьи учителя применяют индивидуальную образовательную методику, имеют меньше академических трудностей и меньший риск школьной неуспеваемости. Так, например, обстоит дело с детьми, обучающимися в колледже Нуэво Веласкес в Мадриде, которые получают образование с учетом особенностей СДВГ.
Однако для этих детей вовсе не обязательно посещать специализированный образовательный центр. В большинстве случаев учителям достаточно применять индивидуальную стратегию работы в классе.
Пять советов, как помочь ребенку с СДВГ в школе
1. Используйте практические и оригинальные примеры
Наиболее актуальной проблемой детей с СДВГ является их трудность сосредоточиться на одном задании в течение длительного периода времени. Если эта задача еще и однообразная и скучная, то недостаток внимания будет еще больше подчеркиваться. Поэтому в классе удобно прибегать к занятиям, которые мотивируют ребенка. Идеально подойдут практические примеры и начальные задания, пробуждающие любопытство. Также удобно использовать динамичные образовательные инструменты, такие как проекторы или другие новые технологические ресурсы.
2. Разделите уроки на короткие блоки
Один из способов удержать внимание детей с СДВГ — разделить уроки на более короткие и веселые занятия. Поскольку этим детям трудно долгое время выполнять одно и то же задание, если сменить вид деятельности, им будет легче сосредоточиться. Например, можно попросить их читать небольшие фрагменты текста или выделять важную информацию другим цветом. Аналогичным образом, эффективно давать только одно задание за один раз. На самом деле, применение этой стратегии на экзаменах (предоставление одного вопроса за раз) позволяет получить более высокие оценки.
3. Партнерство в обучении
Еще одна очень эффективная стратегия обучения детей с СДВГ заключается в том, чтобы отдать его под опеку другого ребенка. Это то, что известно как репетиторство со сверстниками, и это способ для детей с СДВГ почувствовать мотивацию не бросать школьные занятия. Кроме того, делясь заданиями с одноклассником, легче понять содержание, принять предложения и выполнить задание.
4. Стимулируйте его потенциал
Часто люди, окружающие ребенка с СДВГ, сосредотачиваются на его симптомах. То есть на своих недостатках и его неспособности выполнять определенные действия. Однако очень редко родители или учителя останавливаются, чтобы оценить и признать его потенциал. Такой образ действий влияет на самооценку ребенка и ослабляет его мотивацию. Поэтому важно стимулировать их качества и потенциал, чтобы ребенок также развивал большую уверенность в себе.
5. Укрепляет успеваемость
Очень простая стратегия для ускорения академического роста ребенка с СДВГ — это подкрепление его успехов в классе, даже если они небольшие. Иногда достаточно, чтобы учитель сказал несколько слов ободрения или сделал жест одобрения. Однако можно использовать и другие методы, например, награждать ученика медалью или значком каждый раз, когда он достигает определенного результата. Идея заключается в том, чтобы подчеркнуть его усилия и побудить его к более активным действиям.