- Дислексия у детей: Знайте ее основные проявления и лечение
- Что понимается под дислексией?
- Основные симптомы детской дислексии
- 1. Проблемы с чтением
- 2. Трудности с письмом
- 3. Изменения в двигательной координации
- 4. Бедный язык и небольшой словарный запас
- 5. Эмоциональные проблемы
- Можно ли вылечить дислексию? Лечение этого расстройства
- Упражнения для лечения дислексии в домашних условиях
Дислексия у детей: Знайте ее основные проявления и лечение
Дислексия, наряду с СДВГ, является одним из наиболее распространенных изменений в обучении в Испании. По оценкам Испанской федерации дислексии, ею страдают от 2% до 8% школьников. По сути, это расстройство, которое влияет на процесс чтения и понимания прочитанного и может негативно сказаться на успеваемости. Фактически, это одна из самых распространенных причин школьной неуспеваемости, особенно в тех случаях, когда не проводится надлежащее лечение.
Однако при индивидуальном подходе дети с дислексией способны учиться и развивать свои навыки чтения. Поэтому родителям важно быть внимательными к раннему проявлению симптомов, чтобы ребенок мог попасть к специалисту, который окажет ему необходимую помощь. Однако родителям также важно понимать, что представляет собой это расстройство, чтобы они могли помочь своим детям преодолеть его.
Что понимается под дислексией?
Дислексия — это изменение в нейробиологическом обучении, характеризующееся наличием трудностей в точности, скорости или понимании чтения. В основном, дети, страдающие дислексией, испытывают проблемы не только с беглым и точным написанием слов, но и с расшифровкой и написанием слов. В результате у них возникают трудности при чтении, поскольку они заменяют, искажают или опускают буквы или слова и с трудом понимают смысл текста.
Детям с дислексией трудно читать простые слова или короткие предложения, но они частично или полностью меняют слова, что изменяет смысл прочитанного. Таким образом, эта проблема проявляется не только при чтении, но и может повлиять на их способность усваивать определенный контент из-за неспособности исправлять и запоминать письменные знания. Однако стоит отметить, что в отличие от других изменений в обучении, малыши с дислексией обычно без труда понимают устный контент, поскольку их другие когнитивные способности остаются нетронутыми.
Основные симптомы детской дислексии
Вопреки мнению многих родителей, проявления дислексии не ограничиваются рамками понимания и осмысления прочитанного. Дети, страдающие от этой проблемы, также испытывают трудности в других областях обучения, эмоционального развития и повседневной жизни. Вот наиболее распространенные признаки, по которым можно определить, что у ребенка дислексия.
1. Проблемы с чтением
Очевидно, что самым ярким признаком дислексии являются проблемы с чтением и пониманием содержания. У детей с этим расстройством уровень чтения ниже, чем у их сверстников, так как они читают медленно и со многими неточностями. Часто они пропускают слоги или слова при чтении или заменяют их другими, что не позволяет понять, о чем они говорят. Они также произносят слова и/или не могут написать их по буквам и имеют очень низкий уровень понимания прочитанного, испытывая серьезные проблемы с интерпретацией текстов, даже если они короткие.
2. Трудности с письмом
Хотя способность к письму у детей с дислексией не нарушена, большинство из них испытывают трудности с письмом. У них возникают проблемы с копированием слов, они опускают или добавляют слоги и/или заменяют буквы и слова другими. Им часто трудно держать карандаш, и они пишут медленнее, чем обычно, что мешает им поддерживать темп в классе. Обычно им трудно понять строчку и часто возникают проблемы с правописанием, так как им трудно исправлять слова, а потом, когда они пишут, у них много орфографических ошибок.
3. Изменения в двигательной координации
Еще одним распространенным синтаксисом у детей с дислексией являются трудности в двигательной координации. Им часто трудно сохранять равновесие, особенно при игре в мяч или в командных играх, и у них легко может закружиться голова, если они выполняют резкие движения, требующие большой устойчивости. Они также испытывают трудности с мелкой и крупной моторикой. Это может проявляться, когда они еще маленькие, так как им трудно научиться завязывать шнурки, ездить на велосипеде или кататься на коньках, а когда они становятся старше, им трудно научиться писать или делать поделки, требующие большой точности моторики.
4. Бедный язык и небольшой словарный запас
Для детей с дислексией также характерен редкий и ограниченный язык. Их неспособность распознавать и понимать слова, которые они читают, ограничивает их способность включать новые термины в свой словарный запас, поэтому у них бедный диапазон языка. Поэтому им трудно выражать мысли, особенно если они сложные, они плохо произносят хорошие слова и часто оставляют незаконченные предложения. Слишком скудный язык приводит к плохому внутреннему диалогу и часто стоит им организовать мысли в голове. Они также демонстрируют серьезные трудности в изучении иностранного языка.
5. Эмоциональные проблемы
Хотя сама по себе дислексия не вызывает эмоциональных расстройств, трудности с правильным чтением и письмом могут оказать огромное влияние на эмоциональное развитие таких детей. Обычно эти проблемы вызывают у детей чувство неполноценности, стыда, неуверенности и вины, что во многих случаях приводит к низкой самооценке и плохому самочувствию. Во многих случаях дети, страдающие этим расстройством, избегают читать или писать в присутствии других людей, чтобы не чувствовать себя приниженными, и эта проблема также влияет на их социальные отношения, заставляя их держаться в стороне от своего окружения.
Можно ли вылечить дислексию? Лечение этого расстройства
Дислексия не имеет лечения. Поскольку это не болезнь, а когнитивное изменение, не существует медицинского лечения, которое могло бы исправить эту нейробиологическую дисфункцию. Однако это не означает, что дети с дислексией не могут значительно улучшить и даже практически нормально учиться. Существуют различные вмешательства, в которых рекомендуется совместное участие учителей и родителей, направленные на развитие навыков и процессов, связанных с чтением и письмом, которые могут улучшить навыки детей в этой области.
Очевидно, что чем раньше начнется лечение, тем лучше будет выздоровление. Большинство детей, начавших лечение в возрасте до 9 лет, выздоравливают практически полностью, в то время как при более позднем вмешательстве результаты не всегда столь положительны. В любом случае, важно помнить, что не все дети нуждаются в одинаковом лечении, поскольку оно зависит от особенностей расстройства и интенсивности симптомов, поэтому то, что может быть полезно для одних, может оказаться не столь благоприятным. Для других — другое.
Упражнения для лечения дислексии в домашних условиях
Хотя дислексия должна диагностироваться и лечиться специалистом, участие родителей в лечении может оказаться необходимым. Это связано с тем, что помимо того, что они обеспечивают детям большую безопасность и уверенность, они могут побудить их чаще практиковать свои навыки дома. Вот несколько простых и легко выполнимых упражнений, которые могут быть полезны для детей с дислексией.
- Составьте слова. Для этого упражнения вам понадобятся буквы алфавита, которые вы можете легко найти на Amazon или сделать дома, разметив края на картоне. Затем выберите буквы любого слова, расположите их в произвольном порядке и попросите детей расставить их так, чтобы получилось слово.
- Распознавание слов. Напишите на листе бумаги «настоящее» слово и другие похожие бессмысленные слова, такие как стул, шила и шия. Попросите детей определить слово «настоящий» и сказать, что оно означает.
- Найдите буквы в словах. Цель этого упражнения — побудить детей определить буквы в словах. Для этого напишите различные слова и попросите их выбрать только те, которые начинаются на p или на s. Если вы хотите усложнить упражнение, вы можете включить несколько условий. Например, определить слова, которые начинаются с p и включают s.
Стоит отметить, что эти упражнения не должны заменять специализированное вмешательство.