Как негативная критика влияет на мозг детей?

Воспитание, которое родители дают своим детям в младенчестве, оставляет глубокий след в их развитии. Воспитание, основанное на позитивном внимании, конструктивной критике и хорошем общении, может стать ключом к развитию взрослых людей с устойчивой самооценкой и правильным эмоциональным балансом. С другой стороны, ставка на чрезмерно опекающее или авторитарное воспитание, при котором негативная критика является хлебом с маслом, может испортить детство ребенка, повредить его самооценку и помешать правильному развитию мозга.

Постоянная негативная критика может повредить детский мозг

Большинство родителей знают, что постоянная критика детей может повлиять на их самооценку и чувство собственного достоинства, повредить их самовосприятие и создать неуверенных и боязливых малышей, которым предстоит столкнуться с жизненными трудностями. Однако многие родители не понимают, что постоянная критика, особенно если она негативная, также влияет на их мозг. Это подтвердило исследование, проведенное в Бингемтонском университете с участием 87 детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Перед началом исследования ученые дали родителям 5 минут на разговор с детьми, чтобы они могли оценить уровень критики в их воспитании. Затем они проанализировали мозговую активность детей во время просмотра серии изображений, изображающих различные эмоции. Результаты показали, что дети, чьи родители были настроены весьма критично, уделяли меньше внимания выражениям лица, независимо от того, были ли они положительными или отрицательными.

Что означают эти результаты? По сути, постоянная критика со стороны родителей может в конечном итоге заблокировать эмоциональную обработку в мозге ребенка. На практике дети, получавшие постоянную критику, избегали обращать внимание на любые эмоции, временно «отключая» свой мозг. Это защитный механизм, который мозг использует, чтобы избежать ситуации, которая ему не нравится, но из которой он не может выбраться. Однако использование такой реакции в течение длительного времени на протяжении всего детства может помешать правильному развитию детей.

Когда «отключение» становится повторяющимся адаптивным механизмом, мозг будет тратить все больше и больше средств на установление связей, необходимых для обработки эмоциональной информации. В результате, способность детей распознавать эмоции, как положительные, так и отрицательные, рискует «атрофироваться». В долгосрочной перспективе эта неспособность распознавать посторонние эмоции может повлиять на их отношения с окружающими и даже стать одной из причин повышенного риска развития у этих детей депрессии и тревожности.

Как делать конструктивную критику для детей?

Критика необходима. Детям необходимо знать, что они делают правильно или неправильно, чтобы учиться и корректировать свое поведение. Однако, если мы действительно хотим помочь детям стать лучшими людьми, критика всегда должна быть конструктивной, чтобы они могли расти и взрослеть. Как делать конструктивную критику в адрес детей? Вот несколько полезных советов, которые родители могут использовать для более позитивной критики.

1. Спросите, прежде чем критиковать

Иногда родители выплескивают свой гнев или разочарование, увлекаясь своим первым впечатлением. Однако иногда предположения могут направить нас по ложному пути и заставить сделать поспешные выводы. Поэтому, прежде чем критиковать детей, спросите, что произошло, выслушайте их версию событий и постарайтесь поставить себя на их место. Несомненно, критика, исходящая из сочувствия, может быть гораздо более конструктивной и программной.

2. Будьте конкретны

Когда критикуют детей, очень легко впасть в обобщения, которые не только разрушают самооценку малышей, но и могут сбить их с толку. Поэтому в следующий раз, когда вы захотите указать на плохое поведение или провинность, постарайтесь быть как можно более конкретным, избегая перегибать палку. Например, вместо того, чтобы сказать им: «У тебя в комнате всегда беспорядок», вы можете сказать: «Когда ты заканчиваешь играть, ты обычно оставляешь в комнате неорганизованные игрушки, и это неправильно». Таким образом, вы сосредоточитесь на реальной проблеме и поощрите их к ее решению.

3. Избегайте ярлыков

Критикуя детей, старайтесь сосредоточиться исключительно на негативном поведении и избегайте использования ярлыков, которые могут повредить их самооценке. Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты всегда оставляешь все на своих местах, ты очень неорганизованный», вы можете сказать: «Ты не убрал свои игрушки, нехорошо так оставлять свою комнату». Таким образом, вы избежите навешивания на детей ярлыка, который они могут носить долгое время.

4. Сосредоточьтесь на решении

Указание на неправильное поведение может помочь детям осознать свою ошибку, но если мы останемся на этом уровне, они не смогут расти и учиться. Поэтому после критики спросите детей, что они могут сделать, чтобы решить проблему, или прямо предложите несколько решений, чтобы они могли нарисовать свою собственную дорожную карту. Таким образом, критика будет гораздо более конструктивной.

5. Всегда посылайте позитивный сигнал.

По-настоящему конструктивная критика не ограничивается указанием на ошибки, но также включает в себя хотя бы немного похвалы, чтобы усилить положительные характеристики детей. Например, вместо того чтобы указывать на то, что они оставляют свою комнату в беспорядке, вы можете воспользоваться тем, что у них день уборки, и сказать: «Здорово, что ты сегодня убрался в своей комнате без моего напоминания, я бы хотела, чтобы каждый день был таким».

В любом случае, старайтесь не критиковать детей слишком сильно. Это нормально — исправлять плохое поведение или ошибки, но не пытайтесь сделать из своих детей копию ваших ожиданий. У каждого малыша есть своя индивидуальность, которую мы должны уважать, что включает в себя принятие взглядов или поведения, которые мы не разделяем, но которые являются результатом того, как они видят мир, и поэтому являются частью их сущности. В конце концов, никто не совершенен, и чем скорее мы примем эту реальность, тем скорее мы будем готовы помочь нашим детям вырасти в уважении и принятии.

James, K. et. Al. (2018) Родительское выражение эмоций и критики и нейронные показатели устойчивого внимания к эмоциональным лицам у детей. Журнал клинической детской и подростковой психологии. Adolescent Psychology;. 1-10.

Оцените статью
Информационный портал
Добавить комментарий