Многие родители считают, что их дети самые милые и умные на свете. Это нормально. Иногда любовь отца или матери затуманивает мысли. Однако иногда ребенок может оказаться умнее своих сверстников. В этом случае мы бы говорили о ребенке с высокими способностями, и его необходимо выявить как можно раньше, чтобы обеспечить стимулирующую среду, позволяющую ему продолжать расти.
Недоношенные, талантливые и одаренные дети
Термин «высокие интеллектуальные способности» на самом деле является очень широким понятием, которое охватывает все — от таланта до интеллектуальной недоношенности и одаренности, но важно установить различия между ними.
- Наглость. Это малыши, которые освоили определенный навык раньше среднего, как правило, на интеллектуальном или психомоторном уровне. Примером могут служить малыши, которые учатся говорить в очень раннем возрасте, или те, кто научился писать или считать раньше своих сверстников.
- Талант. Талант — это часто особый навык в какой-либо области, который при правильном развитии может принести большой успех и позволить ребенку преуспеть.
- Одаренный. Это тот, кто обладает исключительными способностями в какой-либо области, которая в рамках концепции множественного интеллекта может варьироваться от музыки до физики или спорта. Таким образом, одаренный ребенок будет преуспевать в одной области, демонстрируя особый талант намного выше среднего.
Стоит уточнить, что все одаренные дети, как правило, являются одаренными и талантливыми, но не все одаренные и одаренные дети становятся одаренными, поскольку в некоторых случаях их особые способности и/или таланты со временем становятся стабильными.
Как определить детей с высокими способностями?
- Очень требовательные дети. Все дети, по-своему, требовательны, но одаренные дети были очень требовательными детьми, до такой степени, что иногда эмоционально истощали своих родителей. В детстве они требовали внимания и постоянного присутствия родителей гораздо больше, чем другие дети того же возраста.
- Сильные эмоциональные реакции. Дети с высоким потенциалом обычно переоценивают себя, как с эмоциональной, так и с сенсорной точки зрения. Поэтому для них типично реагировать преувеличенными пятнами на вызвавший их стимул. Они обычно проявляют преувеличенные эмоциональные реакции как продукт ранней эмпатии по отношению к другим, что приводит к тому, что они испытывают очень сильные эмоции, такие как страх и печаль.
- Они подвергают сомнению авторитеты. Дети с высокими способностями обычно рефлексивны и критичны, поэтому многие вещи подвергают сомнению, включая авторитеты и правила, особенно если они не имеют смысла. Поэтому родители и учителя должны не навязывать правила, а пытаться понять их смысл.
- Экзистенциальные вопросы задаются слишком рано. Дети с высоким потенциалом обычно задают экзистенциальные вопросы в самом раннем возрасте. Обычно их интересует, откуда они взялись как вид, что находится за гранью смерти или существует ли Бог.
- Они обычно очень фрагментарны. Одна из самых странных характеристик детей с высоким потенциалом заключается в том, что они очень отстраненные. Проблема в том, что мозг плохо фильтрует раздражители, пропуская через себя не относящуюся к делу информацию, которая отвлекает их. Поэтому часто бывает, что когда они разговаривают, кажется, что их мысли где-то в другом месте, и они не обращают особого внимания.
- Они учатся самотравмирующим способом. Дети с высоким потенциалом не только развивают некоторые навыки раньше других, но и учатся самозабвенно. Не получив предварительной стимуляции, они демонстрируют большие знания и мастерство в определенной области.
- Они перфекционисты и самокритичны. Эти дети также являются своими главными критиками и часто развивают в себе перфекционистское отношение — два качества, которые стимулируют их способности, но они также могут стать обоюдоострым мечом.
Если вы считаете, что у вашего ребенка высокий потенциал, важно обратиться к специалисту, которым может быть психолог или психопедагог, чтобы он оценил его умственные способности, потенциал и эмоциональное состояние. Во многих случаях детям с высокими способностями скучно выполнять школьные задания, потому что они слишком легкие и повторяющиеся, чтобы иметь проблемы в школе. Поэтому им необходимо образование, которое представляет собой более сложную задачу.