Ключ, который объясняет, почему ребенок правша или левша

Всего несколько десятилетий назад левая рука считалась изменой. По этой причине большинство родителей старались любой ценой избежать того, чтобы их дети использовали левую руку для письма или держания стакана. Из-за негативной памяти, унаследованной от прошлого, этот простой жест считался отклонением, и леворукие дети подвергались дискриминации в мире, который до недавнего времени был для них приемлемым. К счастью, с развитием науки было обнаружено, что леворукость, эта черта, отличающая 10% населения Земли, на самом деле является следствием того, что происходит в головном и спинном мозге в утробе матери.

Что происходит в мозге у правшей и левшей

Быть правым или левым — это не личное решение и не определяется образованием или культурой, как считалось ранее, а является результатом латерализации и специализации мозга и доминирования полушарий. Связанный калием, человеческий мозг разделен на два полушария, левое и правое, которые специализируются на различных нейронных и когнитивных функциях. В широком смысле, существует доминирующее полушарие, которое управляет большинством этих функций инстинктивно и автоматически, но любопытно, что оно делает это сквозным образом.

Это означает, что в случае правомозговых детей именно левое полушарие контролирует большую часть работы мозга, в то время как у левомозговых детей все происходит наоборот. То есть правое полушарие обычно является доминирующим. Хотя стоит уточнить, что появляется все больше доказательств того, что у левшей — не четкий навык, а скорее взаимосвязь мозга, то есть использование двух полушарий, во взаимосвязи, более бесспорно. Это объясняет, почему многие леворукие дети имеют большой навык использования и правой руки, развивают большую гибкость ума и обладают гораздо более гибкой когнитивной реакцией, чем праворукие.

Однако различия в мозге между левшами и правшами выходят за рамки доминирования полушарий. Исследование, проведенное в Институте психолингвистики имени Макса Планка и Институте в Неймегене, показало, что у левшей больше серого вещества в десяти определенных областях коры головного мозга, связанных с рабочей памятью, ручным управлением, зрением и языком. Известно также, что левомозглые дети более чувствительны и креативны, чем правомозглые, и быстрее реагируют на происходящее, поскольку у них более развиты определенные области мозга.

Все начинается в спинном мозге

Различия в мозге правомозглых детей все чаще становятся достоянием науки, но до недавнего времени причина этих расхождений была не найдена. Ранее считалось, что предпочтение в использовании одной руки или другой находится в моторной коре головного мозга, которая посылает сигнал в спинной мозг, преобразующийся в движение. Однако исследование ученых из Рурского университета Бохума пролило свет на этот феномен, показав, что различия в мозге, ответственные за то, что ребенок является правшой или левшой, начинают закладываться внутриутробно и связаны с формированием спинного мозга.

Проанализировав генетическую экспрессию в спинном мозге между восьмой и двенадцатой неделями беременности, исследователи обнаружили некоторые различия в контроле движений конечностей. В основном, в это время плоды уже внутриутробно склонны использовать левую или правую руку. Фактически, к тринадцатой неделе уже можно увидеть на УЗИ, как некоторые младенцы сосут палец правой рукой, в то время как другие предпочитают делать это левой.

Однако самое интересное заключается в том, что спинной мозг и моторная кора головного мозга еще не соединены! Это означает, что причина детской или правой руки на самом деле кроется не в развитии головного мозга, как считалось до недавнего времени, а чувствует свои основы в процессе формирования спинного мозга.

Конечно, причина того, почему ответственность ложится на спинной мозг, до сих пор неизвестна. В то время как некоторые эксперты считают, что это может быть связано с влиянием окружающей среды, которое происходит в первые несколько недель беременности, другие исследователи полагают, что это может быть связано с генетикой и наследственностью в развитии человека.

Гены в развитии латерального и полушарного доминирования

Тот факт, что у 40% леворуких родителей рождаются леворукие дети, заставил науку обратить внимание на влияние генов на развитие латерального и полушарного доминирования. Действительно, исследование, проведенное в Оксфордском университете, обнаружило распространенный вариант гена LRRTM1 у людей со склонностью к леворукости, что говорит о его потенциальном влиянии на развитие леворукости.

Однако это не единственное исследование на этот счет. Другое исследование, на этот раз проведенное Медицинским институтом QIMR Berghofer, обнаружило 41 изменение в паре оснований ДНК, связанное с вероятностью остаться ребенком, и еще 7, тесно связанных со статусом амбидекстров. Большинство этих различий было обнаружено в генах микротрубочек, которые представляют собой не что иное, как клеточные структуры, сформированные из белковых полимеров, находящихся в цитоплазме клеток.

Несомненно, полученные результаты свидетельствуют о влиянии генетических факторов на способность использовать то или иное, хотя исследователи подтверждают, что больший вес действительно имеют факторы окружающей среды. Такие привычки, как занятия спортом или знакомство с музыкальным инструментом, могут оказать значительное влияние на предпочтение одной или другой руки у детей и даже способны изменить доминирование полушарий, сформировавшееся еще в материнской утробе.

Оцените статью
Информационный портал
Добавить комментарий