Всего несколько десятилетий назад левая рука считалась изменой. По этой причине большинство родителей старались любой ценой избежать того, чтобы их дети использовали левую руку для письма или держания стакана. Из-за негативной памяти, унаследованной от прошлого, этот простой жест считался отклонением, и леворукие дети подвергались дискриминации в мире, который до недавнего времени был для них приемлемым. К счастью, с развитием науки было обнаружено, что леворукость, эта черта, отличающая 10% населения Земли, на самом деле является следствием того, что происходит в головном и спинном мозге в утробе матери.
Что происходит в мозге у правшей и левшей
Быть правым или левым — это не личное решение и не определяется образованием или культурой, как считалось ранее, а является результатом латерализации и специализации мозга и доминирования полушарий. Связанный калием, человеческий мозг разделен на два полушария, левое и правое, которые специализируются на различных нейронных и когнитивных функциях. В широком смысле, существует доминирующее полушарие, которое управляет большинством этих функций инстинктивно и автоматически, но любопытно, что оно делает это сквозным образом.
Это означает, что в случае правомозговых детей именно левое полушарие контролирует большую часть работы мозга, в то время как у левомозговых детей все происходит наоборот. То есть правое полушарие обычно является доминирующим. Хотя стоит уточнить, что появляется все больше доказательств того, что у левшей — не четкий навык, а скорее взаимосвязь мозга, то есть использование двух полушарий, во взаимосвязи, более бесспорно. Это объясняет, почему многие леворукие дети имеют большой навык использования и правой руки, развивают большую гибкость ума и обладают гораздо более гибкой когнитивной реакцией, чем праворукие.
Однако различия в мозге между левшами и правшами выходят за рамки доминирования полушарий. Исследование, проведенное в Институте психолингвистики имени Макса Планка и Институте в Неймегене, показало, что у левшей больше серого вещества в десяти определенных областях коры головного мозга, связанных с рабочей памятью, ручным управлением, зрением и языком. Известно также, что левомозглые дети более чувствительны и креативны, чем правомозглые, и быстрее реагируют на происходящее, поскольку у них более развиты определенные области мозга.
Все начинается в спинном мозге
Различия в мозге правомозглых детей все чаще становятся достоянием науки, но до недавнего времени причина этих расхождений была не найдена. Ранее считалось, что предпочтение в использовании одной руки или другой находится в моторной коре головного мозга, которая посылает сигнал в спинной мозг, преобразующийся в движение. Однако исследование ученых из Рурского университета Бохума пролило свет на этот феномен, показав, что различия в мозге, ответственные за то, что ребенок является правшой или левшой, начинают закладываться внутриутробно и связаны с формированием спинного мозга.
Проанализировав генетическую экспрессию в спинном мозге между восьмой и двенадцатой неделями беременности, исследователи обнаружили некоторые различия в контроле движений конечностей. В основном, в это время плоды уже внутриутробно склонны использовать левую или правую руку. Фактически, к тринадцатой неделе уже можно увидеть на УЗИ, как некоторые младенцы сосут палец правой рукой, в то время как другие предпочитают делать это левой.
Однако самое интересное заключается в том, что спинной мозг и моторная кора головного мозга еще не соединены! Это означает, что причина детской или правой руки на самом деле кроется не в развитии головного мозга, как считалось до недавнего времени, а чувствует свои основы в процессе формирования спинного мозга.
Конечно, причина того, почему ответственность ложится на спинной мозг, до сих пор неизвестна. В то время как некоторые эксперты считают, что это может быть связано с влиянием окружающей среды, которое происходит в первые несколько недель беременности, другие исследователи полагают, что это может быть связано с генетикой и наследственностью в развитии человека.
Гены в развитии латерального и полушарного доминирования
Тот факт, что у 40% леворуких родителей рождаются леворукие дети, заставил науку обратить внимание на влияние генов на развитие латерального и полушарного доминирования. Действительно, исследование, проведенное в Оксфордском университете, обнаружило распространенный вариант гена LRRTM1 у людей со склонностью к леворукости, что говорит о его потенциальном влиянии на развитие леворукости.
Однако это не единственное исследование на этот счет. Другое исследование, на этот раз проведенное Медицинским институтом QIMR Berghofer, обнаружило 41 изменение в паре оснований ДНК, связанное с вероятностью остаться ребенком, и еще 7, тесно связанных со статусом амбидекстров. Большинство этих различий было обнаружено в генах микротрубочек, которые представляют собой не что иное, как клеточные структуры, сформированные из белковых полимеров, находящихся в цитоплазме клеток.
Несомненно, полученные результаты свидетельствуют о влиянии генетических факторов на способность использовать то или иное, хотя исследователи подтверждают, что больший вес действительно имеют факторы окружающей среды. Такие привычки, как занятия спортом или знакомство с музыкальным инструментом, могут оказать значительное влияние на предпочтение одной или другой руки у детей и даже способны изменить доминирование полушарий, сформировавшееся еще в материнской утробе.