Одним из видов детского поведения, которое заставляет родителей терять терпение, является привычка постоянно перебивать ребенка, причем почти всегда в самые неподходящие моменты. Это очень распространенное поведение среди детей, особенно в раннем возрасте, но важно остановить его, потому что ваш ребенок должен научиться терпеливо ждать своей очереди и уважать других, когда они разговаривают.
Почему ребенок перебивает снова и снова?
Большинство детей, перебивающих взрослых, делают это не специально и не потому, что хотят расстроить своих родителей. Проблема в том, что в детстве они очень импульсивны и не могут контролировать свое поведение, поскольку лобная часть мозга, отвечающая за регулирование поведения, развита недостаточно. Кроме того, у них очень короткая память, поэтому они чувствуют потребность немедленно рассказать родителям то, что хотят, пока не забыли.
Кроме того, в раннем возрасте у них еще не развито рефлексивное мышление, которое отвечает за то, чтобы заранее предвидеть последствия действий, что приводит к импульсивным поступкам. Фактически, примерно до 6 лет у них преобладает эгоцентрическое мышление, то есть они считают, что весь мир вращается вокруг них и что их потребности и интересы стоят на первом месте. К счастью, с помощью терпения и настойчивости можно научить детей не перебивать других.
Как заставить ребенка перестать перебивать взрослых?
1. Не обращайте внимания сразу
Одна из стратегий, чтобы ребенок не перебивал вас, когда ему вздумается, — это закончить то, что вы делаете, до того, как вы обратите на него внимание. Если вы сразу же обратите на него внимание, вы подкрепите его поведение и дадите понять, что то, что он делает, — это нормально. С другой стороны, если, когда он прерывает вас, вы попросите его подождать, закончить то, что вы делаете, а затем спросите его, чего он хочет, вы научите его контролировать свои импульсы и не прерывать вас.
2. Научите его контролировать себя
Научив ребенка контролировать себя, вы не только поможете ему научиться не перебивать, но и будете способствовать его эмоциональному и душевному развитию. Существует множество методов стимулирования детского самоконтроля, но одни из самых простых и легко выполнимых — это дыхательные упражнения. Просто попросите ребенка медленно вдохнуть воздух через нос и, когда он почувствует, что его легкие заполнены, начать выпускать воздух через рот. Чтобы упражнение было эффективным, малыш должен повторить его несколько раз, пока не почувствует себя расслабленным.
3. Покажите ему, как перебивать
Прерывание ребенка не всегда может ждать, бывают моменты, когда ему действительно необходимо прервать вас, например, когда ему нужно сходить в туалет или предупредить вас об опасности. В таких ситуациях или даже когда ему нужно рассказать или показать вам что-то, пока вы занимаетесь другим делом, удобно научить его стратегии, с помощью которой он сможет привлечь ваше внимание, не перебивая вас. Например, он может положить свою руку поверх вашей, несколько раз коснуться рукой вашей ноги или просто посмотреть в вашу сторону и подождать, пока вы обратите на него внимание.
4. Установите уровень приоритетов
Важно, чтобы ваш ребенок научился различать ситуации, в которых он может вас прервать, и ситуации, в которых он может подождать. Для этого вы можете создать список приоритетов, включив в него различные случаи в соответствии с их уровнем важности. Например, вы можете включить в число ситуаций, требующих прерывания по степени срочности, вопрос о том, поранился ли он или ему нужно в туалет, а в число обстоятельств, которые могут подождать, спросить, когда он собирается в парк или где он оставил свою любимую игрушку.
5. Всегда подавайте пример
Лучший способ научить ребенка не прерывать разговоры — это показать пример. Дети склонны подражать поведению взрослых, поэтому если у них есть хороший пример для подражания, они со временем научатся контролировать свое поведение. Например, если вы ведете беседу со своим партнером, подождите, пока он закончит говорить, чтобы высказать свои мысли, или если вы случайно перебили его, извинитесь и дайте ему высказаться. Таким образом, ребенок воспримет это как естественное поведение и начнет подражать ему.