Чтение — один из основных навыков обучения. Неслучайно это один из первых уроков, которые дети получают в школе. Однако, хотя чтение открывает перед детьми целый мир возможностей, расшифровка первых слов — задача не из легких, как для ученика, так и для учителя.
Обучение чтению требует большого терпения и использования хороших методов. В этом смысле существует два основных метода обучения детей чтению, как показало исследование, проведенное в Университете Паленсии: синтетические методы и аналитические или глобальные методы.
Методы обучения детей чтению
синтетический метод
Синтетический метод является наиболее традиционным, поэтому он обычно наиболее часто используется в школах для обучения чтению. Он основан на фрагментарном анализе каждого слова, чтобы затем собрать все части воедино и придать им смысл. То есть сначала изучаются буквы и их звуки, а затем они складываются в различные комбинации, которые образуют слоги, слова, а затем и предложения.
Этот метод лежит в основе большинства методик, используемых в настоящее время в начальной школе, таких как алфавитный метод (основанный на изучении гласных и согласных звуков), фонетический метод (основанный на изучении букв звуков) и слоговой метод (основанный на изучении слогов), согласно исследованию Университета Вальядолида.
Преимущества:
- В этом методе используется простой процесс, в котором каждая буква ассоциируется с ее фонемой или звуком, что делает его довольно легким для изучения.
- Она дает быстрые результаты, поскольку, как только ребенок выучит звуки букв, он сможет читать новые сочетания, применяя вычитание.
- Сочетание средств обучения (таких как картинки, звуки или движения) очень эффективно для облегчения обучения.
- По мере того как ребенок осваивает буквенные сочетания, он может легче читать слова и некоторые простые предложения.
Недостатки:
- Стимулирует механическое чтение, поэтому ребенку требуется больше времени, чтобы понять слова и их значение.
- В первой части обучения трудно понять слова как единое целое, поэтому часто появляется слогоделение.
- Он не способствует быстрому чтению, большинство детей, обучающихся по этому методу, занимаются визуальным чтением (со звуком). Они двигают ртом во время чтения, что делает чтение более медленным.
- Он не способствует пониманию слов, поэтому обучение чтению часто менее мотивировано.
Аналитический или глобальный метод
Глобальный метод основан на работе со словом в целом, связывая его со значением. Вместо того чтобы сначала учить буквы, а затем их сочетания, при этом методе сначала изучаются слова и их значение, а затем, путем вычитания, изучаются звуки каждой буквы и каждого слогового сочетания.
В общем, обычно это связано с картинками, представляющими значение каждого слова, например: слово слон представляется в сопровождении соответствующей картинки. Таким образом, когда дети видят картинки, они могут определить, что они означают, и быстро понять их значение.
Преимущества:
- Позволяет обучать чтению с самого раннего возраста (даже в 3 года), поскольку это очень интуитивный метод.
- Он очень эффективен для быстрого понимания значения слов и более беглого чтения.
- После нескольких повторений дети готовы читать целые предложения, которые постепенно усложняются.
- Дети высоко мотивированы этим методом, потому что они могут понять, что они читают.
Недостатки:
- Обычно встречается больше орфографических ошибок, особенно когда звуки похожи, как в случае с «б» и «б» и «с» и «в».
- Иногда трудно читать слова, которые сложно воспроизвести, как в случае с эмоциями, абстрактными понятиями или называнием звуков.
- Ребенку трудно научиться произносить и писать по буквам.
- Это может увеличить шансы на развитие дислексии.
Как лучше всего помочь детям научиться читать?
Хотя на первый взгляд аналитический и глобальный методы могут показаться противоположными и даже несовместимыми, правда заключается в том, что их можно использовать взаимодополняющим образом для содействия обучению чтению. Поэтому вместо того, чтобы выбирать тот или иной метод, лучшим решением будет использование обоих процессов с помощью смешанного метода в зависимости от возраста ребенка.
Поэтому примерно в возрасте 3 лет можно начать с обучения простым словам, связанным с картинками, а позже, с 5-6 лет, приступить к орфографии и правописанию, то есть разложению слов.