Музыка как средство для развития детского мозга
Никто не оспаривает пользу музыки для детей. Это не только весело, но и приносит много пользы для их физического, когнитивного и эмоционального развития. Фактически, было обнаружено, что прослушивание или воспроизведение музыки в детстве улучшает концентрацию внимания и моторику, стимулирует экстраверсию, а также развивает воображение, творческие способности и язык.
Исследование, опубликованное в Journal of Neuroscience, проведенное на шести детях, показало, что воздействие музыкального инструмента вызывает устойчивые изменения на уровне мозга в областях, участвующих в обработке музыки. Известно, что музыка также повышает пластичность мозга, поэтому неудивительно, что ее связывают с улучшением зрительной памяти, повышением устойчивости внимания и развитием пространственных навыков.
В этом смысле другое исследование, опубликованное в журнале Sience, показало, что игра на музыкальном инструменте может часто укреплять связи между полушариями мозга у детей. Объяснение пришло из рук другого исследования, представленного на ежегодной встрече Общества когнитивной нейронауки США, которое показало, что музыкальная практика укрепляет нейронные связи и может на 25% увеличить corpus callosum, эту область, которая соединяет оба полушария головного мозга.
Как именно индексировать музыку в мозге ребенка?
Следует уточнить, что не существует определенной области для чувствительности к музыке, поскольку музыка задействует различные области мозга, даже некоторые области, которые обычно специализируются на других функциях. Однако все указывает на то, что эти области активируются в зависимости от опыта и музыкального обучения.
Например, в 1995 году исследователи из Гарвардской медицинской школы в Бостоне обнаружили, что у профессиональных музыкантов, начавших свою карьеру в возрасте до 7 лет, мозолистое тело было толще, чем у остального населения. Однако они не знали, почему. Недавно, изучив мозг 31 ребенка, игравшего на фортепиано или скрипке, они нашли объяснение.
Исследователи проанализировали функциональные магнитно-резонансные изображения мозга детей, которые занимались спортом не менее двух с половиной часов в неделю. После трех лет занятий, когда детям было 9 лет, исследователи обнаружили, что их мозолистое тело увеличилось примерно на 25% по отношению к общему размеру мозга. Напротив, у детей, которые бросили заниматься музыкой, или у тех, кто продолжал играть, но только от одного до двух часов в неделю, такого роста не наблюдалось.
Исследователи также обнаружили, что рост мозолистого тела напрямую связан с результатами немузыкального теста, в котором дети должны были нажимать определенные последовательности на клавиатуре компьютера. Все это говорит о том, что музыкальное обучение улучшает нейронные связи, связанные с координацией обеих рук.
Однако это не единственное исследование, которое обнаружило тесную связь между обучением и музыкой в детском мозге. Еще одно исследование, на этот раз проведенное психологами из Университета Макмастера в Канаде, сравнивало влияние музыкального обучения на чувствительность и способность к запоминанию у детей. Через два года эти исследователи обнаружили, что у детей, обучавшихся музыке, наблюдались признаки ускоренного созревания коры головного мозга — основы высших когнитивных функций.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыка является отличным стимулом для детского мозга, поскольку она не только развивает области, связанные с гибкостью ушей и двигательных мышц, но и укрепляет другие области мозга, связанные с языком, мышлением и памятью.