По мере развития методов исследования мозга связь между образованием и нейронаукой становится все более тесной, что приводит к появлению новых отраслей знаний, таких как нейродидактика.
Фактически, сегодня нейробихевиоризм перестал быть теоретической дисциплиной и превратился в практический инструмент, предоставляющий ценную информацию родителям и учителям для более уважительного, чуткого и программного воспитания детей.
Почему так важно понимать, как работает детский мозг?
Понимание того, как работает мозг ребенка, и этапов его развития позволяет родителям привести свои ожидания в соответствие с реальными возможностями ребенка. Таким образом, они не будут требовать от ребенка того, к чему он не готов. В результате не возникает фрустрации.
В то же время знание того, как далеко может зайти ребенок, позволяет родителям планировать мероприятия, стимулирующие развитие детей. Таким образом, они создают стимулирующую и планирующую среду для ребенка.
Понимание ключей к работе мозга также позволяет им понимать многие особенности поведения детей и быть более чувствительными к их потребностям, осуществлять позитивное воспроизводство, создающее надежную привязанность.
Основные принципы нейродиспансеризации
Мозг обладает невероятной нейропластичностью
Нейропластичность относится к способности мозга изменять свою структуру и функции на протяжении всей жизни в ответ на стимулы окружающей среды. К шести годам дети обладают удивительной нейропластичностью, поэтому они могут учиться без особых усилий, если им предоставляются возможности в безопасной и позитивной учебной среде. Благодаря нейропластичности мы также знаем, что ребенок, страдающий от определенной инвалидности или дефицита, может компенсировать это развитием других навыков.
Эмоции и знания идут рука об руку
Эмоциональная и рациональная области мозга работают вместе, поэтому ошибочно думать, что мышление отделено от чувств. Было доказано, что сложное обучение усиливается под воздействием вызовов и тормозится под воздействием угроз. Это означает, что если мы хотим, чтобы дети учились, мы должны обеспечить, чтобы обучение было осмысленным, позитивным, веселым и вознаграждающим. Если их обучать с помощью криков, угроз, страха и наказаний, будет накапливаться стресс, который подавляет гиппокамп — структуру, имеющую большое количество рецепторов нейротрансмиттеров стресса и необходимую для памяти. Если вы учите с уважением и любовью, это обучение будет более прочным с течением времени.
Используйте преимущества чувствительных периодов без ущерба для темпов роста
Многие родители считают, что ускоренное изучение определенного материала полезно для детей, но на самом деле это не так. Было подсчитано, что попытка научить трехлетнего малыша математике или письму может даже стать контрпродуктивной. Нейровизуализация показывает, что на протяжении всего развития возникают сенситивные периоды — этапы, на которых мозг достигает достаточной зрелости и становится более восприимчивым к обучению определенным навыкам. Поэтому родителям важно уважать естественный темп созревания каждого ребенка.
Мозг учится по-разному
Не существует единого способа обучения, как и единого интеллекта. Теория множественной информации Гарднера показывает, что существуют различные типы интеллекта и что каждый человек обладает уникальным сочетанием лингвистического, логико-математического, пространственного, физического, музыкального, межличностного и внутриличностного интеллекта. Есть дети, которые лучше всего учатся, слушая, а другим необходимо видеть или применять содержание. Один вид обучения не лучше другого, все они являются одинаково правильными путями для изучения. Обучать ребенка — значит предоставлять ему возможности, чтобы он мог в полной мере развить свои таланты и интеллект.