Все больше и больше детей умеют читать и писать еще до поступления в школу. Фактически, это «достижение», которым хвастаются многие родители, считая, что умение читать и писать до поступления в школу означает, что их дети обладают интеллектом выше среднего. По этой причине некоторые родители даже пытаются научить их распознавать буквы и делать первые штрихи, как только дети начинают держать в руке карандаш. Однако такая тенденция поощрять обучение не всегда приносит пользу.
Почему дети не должны начинать читать и писать раньше 6 лет?
Для развития грамотности у детей должны быть развиты некоторые базовые навыки, такие как ориентация в пространстве, мелкая моторика и зрительно-моторная координация, которые позволят им правильно держать карандаш в руке и правильно определять линии на бумаге. Также важно, чтобы у них была развита слуховая память, слуховая и фонологическая дискриминация и определенные знания вербального языка, что облегчит им распознавание слов и заложит основу для приятного чтения.
Однако в возрасте до 6 лет многие из этих способностей недостаточно развиты, так как нет зрелости на уровне мозга. Большинство этих навыков зависят от префронтальной области, которая является последней областью мозга, раскрывающей свой потенциал. Это означает, что хотя дети могут научиться читать и писать до школы, им придется больше работать, они не смогут полностью раскрыть свой потенциал и, во многих случаях, скорее всего, будут расстроены, когда поймут, что не могут добиться нужного результата.
В некоторых случаях принуждение детей к обучению чтению и письму до того, как они будут готовы, может также повлиять на их когнитивное развитие. Это подтвердило исследование, проведенное в Университете Северной Флориды, которое показало, что дети, которые начинают академическое обучение до 6 лет, получают худшие оценки в начальной школе по сравнению с детьми, которые начинают структурированное обучение в классах в более позднем возрасте.
Каков наилучший возраст для обучения чтению и письму?
На самом деле, не существует достаточного возраста для начала обучения чтению и письму, поскольку это зависит от уровня развития каждого ребенка. Однако в большинстве случаев только в возрасте около 6 лет у детей формируются основные навыки, необходимые для обучения грамоте, и поэтому они готовы к обучению чтению и письму.
В любом случае, важно приспособить процесс обучения к темпам развития каждого ребенка. Некоторые дети более ранние и любознательные, чем другие, и могут быстрее усваивать и осваивать материал. Однако другим детям будет труднее научиться читать и писать, и в этих случаях необходимо скорректировать темп обучения и дать им время, необходимое для того, чтобы они были готовы попробовать.
Разумеется, это ни в коем случае не означает, что грамотность не следует стимулировать у детей с раннего возраста. Родителям важно начинать приучать детей к чтению с младенчества и мотивировать их распознавать орфографию и делать первые удары до поступления в школу. Это очень полезная стратегия для стимулирования на уровне мозга развития навыков, которые позволят детям в дальнейшем научиться читать и писать, и станет отличным ресурсом для мотивации детей к самостоятельному обучению.