Маленькие дети беспомощны и хрупки, но по мере роста они обретают независимость и самостоятельность. Однако есть и такие, которые не заканчивают воспитание в полете, потому что слишком напуганы и чувствуют себя неуверенно, поэтому предпочитают оставаться под крылом родителей. В юном возрасте им трудно выражать свое мнение, они увлекаются желаниями других и всегда занимают пассивную позицию, даже когда подвергаются физическому или словесному насилию. Эти дети могут страдать от того, что в области психологии известно как выученная беспомощность.
Что такое выученная слабость?
Термин «выученная слабость» был введен Мартином Селигманом, американским психологом, известным именно своими экспериментами в этой области. Один из самых известных его экспериментов был посвящен изучению поведения группы животных перед подавленной реакцией.
В ходе эксперимента Селигман запер группу собак в клетке, и каждый раз, когда они пытались выйти, при открытии дверцы их били током. После нескольких итераций, когда он наконец открыл клетку, чтобы выпустить собак, животные, получившие отказ, остались в клетке: они поняли, основываясь на боли, что не могут выйти, и сдались.
Селигман применил эти результаты к людям и пришел к выводу, что если ребенка научить вести себя определенным образом, либо с помощью физического насилия, либо с помощью психологических манипуляций, то он будет продолжать вести себя таким образом, даже если больше не будет подвергаться ситуации насилия или манипуляций.
Позже другие исследователи обогатили эту теорию и применили концепцию выученной слабости в других контекстах. Так, было признано, что дети, которые были чрезмерно стимулированы своими родителями, воспитывались в среде, полной страхов и неуверенности, или не получали безусловной любви, также часто развивают слабость к обучению. Многие из этих детей в итоге принимают пассивное, неуверенное и боязливое отношение к ситуациям, которые потенциально опасны или причиняют боль, в то время как они должны инстинктивно реагировать защитно.
На практике дети, страдающие от выученной беспомощности, не могут защитить себя от трудностей либо потому, что у них низкая самооценка, либо потому, что они испытывают страх, либо потому, что считают, что не имеют на это права. Эти дети считают, что, что бы они ни делали, они не смогут изменить ход событий, поэтому они занимают позицию полной беззащитности.
Признаки, свидетельствующие о выученной слабости
Одним из наиболее очевидных примеров выученной слабости у детей является буллинг — явление, когда дети становятся жертвами издевательств, физических или психологических, со стороны своих сверстников и оказываются неспособными защитить себя. Хотя существуют и другие, менее очевидные обстоятельства, при которых дети чувствуют себя неуверенно и беззащитно и которые часто остаются незамеченными родителями.
Отсутствие мотивации — еще одна из форм, которую принимает выученная беспомощность у детей. На практике такие малыши всегда присоединяются к занятиям, которые интересуют их родителей или друзей, ставя их выше собственных желаний и потребностей. В основе такого поведения обычно лежит низкая самооценка, чувство неполноценности или сильный страх предложить свои идеи и быть отвергнутым.
Аналогичным образом, оставление проектов на середине, будь то учебные или личные, также может быть признаком, свидетельствующим о выученной беспомощности. Иногда дети начинают проект с большим энтузиазмом, например, учатся плавать, но в какой-то момент теряют мотивацию, потому что не верят, что достигнут своей цели. Их чувство неполноценности и низкая самооценка становятся балластом, который мешает им браться за новые цели. Самое забавное, что многие из этих детей кажутся очень взрослыми для своего возраста, но на самом деле это неуверенные в себе дети, которые боятся смотреть в лицо миру.
3 ключа к предотвращению выученной слабости
Не существует надежной формулы, позволяющей избежать беззащитного обучения в детстве, поскольку каждый ребенок индивидуален. Однако обучение их самостоятельности и принятию себя такими, какие они есть, с самого раннего возраста поможет предотвратить эту проблему. Для этого родителям необходимо: