Образование — это фундаментальная основа развития детей. Оно не только стимулирует когнитивные функции, но и передает детям основные знания о жизни и прививает ценности, которые сформируют их личность. Однако, чтобы хорошо обучать детей, не стоит выбирать тип метода обучения. Если мы хотим воспитывать детей, обладающих самосознанием и способностями, важно отказаться от слишком жесткого и схематичного метода обучения и сосредоточиться на образовании, стимулирующем самостоятельность детей и их врожденную способность к обучению.
Именно поэтому все больше родителей по всему миру делают ставку на метод Монтессори как альтернативу традиционному образованию для своих детей. Его философия, ориентированная на маленьких детей, делает его идеальным методом обучения, позволяющим передавать знания детям, стимулируя их самостоятельность, уважая темпы их развития и индивидуальные интересы. Однако это не единственное его отличие от традиционного образования. Вот некоторые из ключевых моментов, отличающих метод Монтессори, который в настоящее время практикуется в большинстве школ мира.
7 Отличия метода Монтессори от традиционного метода
Различия между методом Монтессори и традиционным методом выходят за рамки того, как они понимают детское воспитание или какие методы используют. За обоими образовательными методами стоит философия, которая объясняет, как каждый из них понимает и стимулирует развитие детей.
1. Цель образования
Основная цель традиционного образования — дать детям знания и сформировать их для интеграции в общество. Для этого используется учебная программа, включающая все содержание, которое они должны освоить, чтобы адаптироваться к миру, в котором они живут.
Вместо этого цель Монтессори-образования заключается в стимулировании комплексного и самоопределяющегося развития детей. При этом она позволяет детям участвовать в создании собственного учебного плана, который соответствует их личным интересам. По этой причине учебный план Монтессори трансформируется и обогащается по мере того, как потребности детей меняются по мере их роста.
2. Структура образования
В традиционной методике ведущая роль в обучении принадлежит учителю, который отвечает за передачу знаний детям. Проблема в том, что при таком подходе малыши отходят на второй план, становясь пассивными проводниками своего обучения.
В методе Монтессори все происходит наоборот. Дети играют роль лидера и несут главную ответственность за собственное обучение, поэтому они принимают активное участие в образовательном процессе. В этом случае учителя берут на себя роль проводников в процессе открытия и обучения детей.
3. Образовательная среда
Образовательная среда в традиционном обучении всегда одна и та же, независимо от того, идет ли речь о начальном, среднем или университетском уровне. Она часто состоит из центрального и переднего столов, нескольких блоков столов, обращенных в одном направлении. Однако при таком расположении у детей мало свободы для исследования окружающей среды, и эту проблему решил метод Монтессори — пространство для удовлетворения потребностей детей.
Поэтому в методике Монтессори классные комнаты не распределены равномерно, а обставлены мебелью и соответствуют возрасту детей. В результате их распределение постоянно меняется, чтобы адаптироваться к потребностям обучения.
4. Учебные материалы
Основными учебными материалами в традиционной школе являются учебники, содержащие знания, которые дети должны усвоить за каждый учебный год. В зависимости от предметов, потребуются те или иные учебники, которые необходимо брать в школу каждый день и менять каждый учебный год.
В методике Монтессори вы работаете не с учебниками, а с манипулятивными материалами, чтобы дети могли самостоятельно и практическим путем открывать знания. Этот материал обычно остается в школе и усложняется по мере развития навыков детей.
5. Форма оценки
В традиционном образовании оценка сосредоточена на результатах. В основном, учителя оценивают уровень знаний, полученных детьми, через систему частичных и итоговых заданий, заданий и экзаменов. Чтобы мотивировать детей, они часто поощряют их к соревнованию со сверстниками.
С другой стороны, в методе Монтессори нет системы оценивания как таковой, поскольку он сосредоточен на самом процессе обучения. Таким образом, детям не нужно выполнять академические цели, а нужно сосредоточиться на обучении. Следовательно, здесь нет системы поощрения, но зато поощряется командная работа и сотрудничество.
6. Акцент на ошибках
Традиционное образование поощряет учеников не ошибаться, а когда они все-таки совершают ошибку, их мотивируют исправить ее, чтобы не повторять в будущем. В результате у многих учеников развивается страх перед неудачей, и они считают, что ошибки — это негативное явление, которого следует избегать любой ценой.
Со своей стороны, Монтессори-педагогика рассматривает ошибки как часть развития ребенка. Монтессори-педагоги знают, что ошибки — это часть обучения, и поэтому мотивируют маленьких детей принимать свои ошибки, анализировать их и учиться на них. В результате дети учатся принимать свои ошибки как естественные.
7. Метод обучения
Цель традиционного обучения заключается в передаче знаний детям, поэтому оно в основном прибегает к заучиванию. По сути, оно побуждает учеников заучивать то содержание, которое будет оцениваться на экзаменах. Проблема в том, что дети становятся простыми игроками в контент.
В отличие от этого, Монтессори-образование больше сосредоточено на стимулировании способности детей к размышлению, критическому мышлению и пониманию. Идея заключается не в том, чтобы дети учились автоматически, а в том, чтобы они открывали знания и могли включить их в свою концепцию мира.