Пиаже был одним из психологов и исследователей, оказавших наибольшее влияние на современное понимание детского развития. Известный как один из первых теоретиков конструктивизма, он разрушил старую идею о том, что дети являются пассивными существами, и показал, что они не только активно участвуют в процессе обучения, но и способны интерпретировать окружающий мир.
По мнению Пиаже, рассуждения детей начинают развиваться еще до появления языка и возникают в результате сенсорных и моторных действий детей во взаимодействии с окружающей средой. Именно на этой идее он основал всю свою теорию.
Основы теории Пиаже о когнитивном развитии в детском возрасте
Пиаже был убежден, что по мере физического развития тела в детстве развиваются и когнитивные способности. Однако он считал, что знания младенцев не являются простым неполным воспроизведением знаний взрослых. По мнению этого психолога, мышление детей подвержено различной динамике в зависимости от того, на какой стадии развития они находятся.
В свою очередь, эти модели мышления управляются различными принципами. Один из них — организация, врожденное состояние, при котором по мере взросления дети объединяют более простые ментальные или физические паттерны в более сложные системы, формирующие их мышление.
Другой из этих принципов — адаптация. Пиаже считал, что дети обладают способностью адаптировать свои умственные схемы к условиям и требованиям окружающей среды, что помогает им интегрироваться в мир, а также развивать свой интеллект.
Для описания процесса адаптации детей к окружающей среде Пиаже использовал два механизма: ассимиляцию и аккомодацию. Первый объясняет, как дети включают новые знания в свою ментальную схему, а второй относится к их способности перестраивать свои планы, когда новая информация отличается от того, что они уже знали. По мнению Пиаже, эти механизмы не только позволяют детям учиться по мере их роста, но и являются фундаментальной основой в процессе когнитивного созревания.
По мнению Пиаже, дети проходят 4 стадии когнитивного развития
Пиаже считал, что знания детей развиваются через ряд стадий. Для этого психолога знания, которые дети приобретают на каждой из этих стадий, не только качественно и количественно отличаются от предыдущей стадии, но и от последующей. Учитывая, что эти стадии следуют в одном и том же порядке, он считал, что переход от одной к другой происходит постепенно, в соответствии со скоростью обучения каждого ребенка.
Основываясь на этом фундаменте, Пиаже создал ряд последовательных стадий в когнитивном развитии детей:
1. 1.
Эта стадия охватывает период от рождения до двух лет и предшествует развитию языка и мышления. На сенсорной стадии дети относятся к миру через ощущения и действия и развивают свои знания через подражание игрушкам. Кроме того, они демонстрируют эгоцентрическое поведение, так что они способны концептуально различать свое существование, то есть свое «я», и свое окружение.
С интеллектуальной точки зрения, на этом этапе есть некоторые важные вехи в развитии, такие как появление целенаправленного или направленного на достижение цели поведения, благодаря которому дети усваивают концепцию причины и следствия. В это время они также начинают осознавать постоянное существование объектов, не зависящих от их восприятия. То есть они обнаруживают, что объекты продолжают существовать, даже если они их не видят.
2. Предоперационная стадия
На этом этапе, который длится с двух до семи лет, зарождается дооперациональное мышление. Этот тип мышления представляет собой способность представлять мысленные движения, не выполняя их. В этот период, хотя эгоцентризм еще существует, дети уже способны ставить себя на место других. Репрезентации начинают быть очень распространенными, что объясняет, почему символическая игра становится проекцией.
В этом возрасте у детей все еще очень конкретное мышление, но они способны использовать такие ментальные инструменты, как числа или картинки. Около четырех лет у них начинает развиваться интуитивное мышление, что отражается, прежде всего, в их отношении к природным явлениям. Предпочтение анимизма мешает им различать одушевленные и неодушевленные существа, поэтому они еще не полностью осознают реальность.
3. Стадия конкретной работы
Эта стадия охватывает период с семи до одиннадцати или двенадцати лет. Это период, когда дети начинают использовать умственные операции и логику для осмысления событий и окружающих их вещей. Эта новая способность применять логику позволяет им решать проблемы с помощью более конструктивного и систематического подхода, помогая им понять реальность с более богатой и полной точки зрения.
В этом возрасте у детей формируются системы категорий для классификации аспектов все более сложной реальности. Кроме того, они больше не основывают свои суждения на внешнем виде вещей и способны одновременно рассматривать несколько характеристик одного и того же стимула. Благодаря всем этим достижениям мышление перестает быть таким эгоцентричным и жестким, становясь все более гибким и открытым.
4. Формальная стадия
Это последняя стадия когнитивного развития, предложенная Пиаже, которая начинается в возрасте 12 лет. Одним из основных этапов этой стадии является переход от реального к возможному. В этот период дети способны использовать логику для получения абстрактных выводов, которые не имеют прямого отношения к конкретной ситуации.
Способность мыслить абстрактно и рефлексивно достигается на этом этапе. В этом возрасте у детей развивается гипотетико-деривационное мышление, то есть они способны делать логические выводы из взаимосвязи между двумя утверждениями, могут анализировать и проверять целенаправленные гипотезы. Они также обладают способностью думать о нескольких факторах одновременно и оценивать возможности будущего, что является одной из отличительных черт мышления взрослых.