В Испании у двух из трех детей в возрасте от 10 до 15 лет есть мобильный телефон. Эта цифра составляет около 24% среди детей младше 10 лет и достигает 94,8% среди 15-летних подростков. Это все более распространенное явление в гиперсвязанном обществе, в котором мобильный телефон стал «необходимостью» даже для маленьких детей дома.
Фактически, дети просят свой первый мобильный телефон во все более старшем возрасте, и даже многие родители решают отдать его как очередную игрушку. Однако, хотя мобильный телефон может стать отличным союзником для детских развлечений, важно помнить, что это устройство не является детской игрушкой.
Мобильный телефон — не игрушка, но дети об этом не знают
Согласно Королевской академии испанского языка, игрушка — это «предмет, с которым дети играют и развивают определенные способности». В этом смысле игрушкой можно считать практически любой предмет, с которым играют дети, но на практике это не так, поскольку игрушками считаются только предметы, выполняющие игровую функцию, то есть созданные для развлечения детей. Простой пример: дети могут играть с подушкой, но подушка не является игрушкой.
Те же рассуждения применимы и к мобильным телефонам. Смартфон не был создан для развлечения детей, т.е. это лишь одна из его различных функций. Более того, хотя большинство детей обычно развивают невероятные навыки пользования мобильным телефоном, они не обладают достаточной психологической зрелостью, чтобы понять различные функции мобильного телефона, и тем более не понимают опасностей, которым они подвергаются, «играя» со смартфоном.
Инструмент для развлечения детей, который таит в себе множество рисков
Социальные сети, системы обмена сообщениями, приложения для взрослых и Интернет в целом — это другие функции, доступные на большинстве мобильных телефонов, которые представляют потенциальный риск для дома. От издевательств до жестокого обращения с детьми — многие из рискованных ситуаций, которым дети подвергаются в настоящее время в электронном контексте через мобильный телефон. Приложения родительского контроля обещают защитить детей от такого рода рисков, но в действительности риски не исчезают совсем.
Частое использование мобильных телефонов также было связано с увеличением числа детских когнитивных расстройств, таких как проблемы с памятью, задержка обучения и внимания, и эмоциональных проблем, таких как отсутствие самоконтроля, импульсивность и поведенческие проблемы. Использование мобильного телефона с раннего возраста также повышает вероятность развития технологической зависимости, а в подростковом возрасте становится значительным фактором риска злоупотребления психоактивными веществами. Кроме того, оно повышает риск ожирения, нарушений сна и зрения.
Мобильные телефоны не могут заменить традиционные игры
В последнее время мобильный телефон также стал инструментом преодоления трудностей для многих родителей и их детей. Все больше родителей прибегают к этому устройству, чтобы справиться с истериками детей или развлечь их надолго. Однако важно помнить, что использование технологий для успокоения или развлечения детей — это мгновенное решение.
Мобильный телефон не должен заменять традиционные игры. Дети также должны играть с колясками, куклами, строительными игрушками, мячами или любыми другими игрушками, чтобы дать волю своему воображению. Они должны участвовать в ролевых играх и весело проводить время в кругу семьи, играть с другими детьми и даже весело проводить время с домашним питомцем.
Очевидно, это не означает, что дети не могут иногда играть с мобильным телефоном. Существует множество приложений и игр для смартфонов, которые не только развлекают, но и способствуют обучению и развитию различных навыков. Тем не менее, важно обеспечить родительский контроль, чтобы предотвратить любые риски и регулировать количество времени, которое они проводят перед экраном.
Конечно, окончательное решение о том, давать ли детям мобильный телефон, находится в руках родителей. Однако рекомендуется подождать с этим шагом для детей более старшего возраста, чтобы они могли осознанно пользоваться телефоном и понимать, какому риску они подвергаются. В любом случае, необходимо поддерживать с детьми хорошую связь по этому вопросу, чтобы они могли обратиться за помощью, если в любой момент почувствуют, что им угрожает опасность.