Многие серьезные психические расстройства начинают проявляться в раннем детстве, но часто остаются незамеченными. Иногда симптомы маскируются за типичным поведением детей и присущей им в этот период развития незрелостью, что приводит к поздней диагностике. Однако выявление серьезного психического расстройства в раннем возрасте и начало его лечения как можно раньше имеет большое значение для смягчения симптомов, замедления их развития и помощи детям в адаптации к окружающей среде.
Что такое серьезное психическое расстройство?
Серьезные или тяжелые психические расстройства — это хронические изменения, характеризующиеся совокупностью психологических и поведенческих симптомов, которые приводят к различной степени инвалидности и социальной дисфункции. Как правило, они имеют генетическую и/или наследственную предрасположенность и вызваны биохимическими, мозговыми нарушениями или проблемами во время беременности или родов.
В отличие от легких психических расстройств, тяжелые расстройства имеют хроническое течение, и их симптомы обычно усиливаются со временем, особенно если их не лечить. Аналогичным образом, они обычно влияют на адекватное развитие детей и процесс обучения, во многих случаях влияют на эмоциональное равновесие детей и их социальные отношения со сверстниками.
К тяжелым психическим расстройствам относятся, например, шизофрения и биполярное расстройство, а также расстройства личности, нарушения нейроразвития, такие как расстройство аутистического спектра, и основная масса нейрокогнитивных нарушений, таких как инвалидность или умственная отсталость.
В каком возрасте диагностируются тяжелые психические расстройства?
Самые тяжелые психические расстройства обычно диагностируются в конце подросткового возраста, но есть много патологий, которые выявляются в раннем детском возрасте, например, расстройство аутистического спектра и инвалидность или умственная отсталость. Кроме того, примерно в 7 или 8 лет, а иногда и раньше, можно обнаружить некоторые начальные симптомы серьезного психического расстройства.
Внезапные и частые изменения в юморе и агрессивное поведение в молодом возрасте, например, могут быть признаком возможного серьезного психического расстройства, особенно если они сопровождаются другими признаками, такими как изменения в обучении или когнитивные проблемы. Точно так же самомодулирующее поведение, уход в себя, повышенная чувствительность к раздражителям окружающей среды, замкнутость или небольшая мимика могут быть другими признаками возможного психического расстройства.
Задержка в приобретении психомоторных навыков, отсутствие разговорного языка или их становление родеан. Очень сильные страхи или фобии определенных предметов также могут быть показателем тяжелого расстройства психики.
Однако стоит отметить, что хотя эти симптомы могут быть признаком серьезного психического расстройства, они также могут быть вызваны легкой или даже необычной фазой детского развития. Поэтому, хотя при наличии любого из этих симптомов целесообразно обратиться к специалисту, важно не волноваться и сохранять осторожность при их развитии.
Последствия тяжелых психических расстройств в жизни ребенка
Помимо симптомов тяжелого психического расстройства, существуют и другие последствия для жизни детей. Страдание тяжелым психическим расстройством обычно влияет на соответствующее когнитивное развитие детей, что выражается в умственной отсталости и задержке в обучении. Фактически, большинству детей, страдающих тяжелым психическим расстройством, часто трудно усваивать новые знания и развивать свои навыки. Способность к анализу, решение проблем и мыслительный процесс обычно являются наиболее пострадавшими областями.
Также часто дети с тяжелым психическим расстройством страдают эмоциональными искажениями, выходящими за рамки тех, которые являются следствием патологии. Это означает, что они обычно более склонны к изменениям настроения и эмоциональным проблемам, таким как тревога или депрессия. Кроме того, они более эмоционально неустойчивы и имеют низкую самооценку и самовосприятие. Они также гораздо более уязвимы к тревоге.
Страдание серьезным психическим расстройством также влияет на социальную жизнь молодых людей. Они часто испытывают трудности в общении со сверстниками или окружающими их людьми, это происходит потому, что у них мало социальных навыков. Во многих случаях им также трудно сопереживать и ставить себя на место других, а также выражать свои чувства и эмоции.
Наличие тяжелого психического расстройства также связано с проблемами в учебе и большим отсевом из школы. Хотя есть много исключений, многим детям с тяжелыми психическими расстройствами трудно пробиться в мире образования, поэтому они часто более восприимчивы к низким показателям в школе и высоким показателям школьной неуспеваемости. В долгосрочной перспективе это приводит к меньшему успеху в карьере.
Ранняя диагностика — ключ к смягчению последствий
Хотя многие серьезные психические расстройства не имеют лечения, раннее выявление и постановка на учет могут замедлить или предотвратить их прогрессирование с течением времени и смягчить симптомы в детстве и позже во взрослой жизни. Это также может помочь детям принять и понять, почему они отличаются от других, предоставляя ресурсы, облегчающие управление своими эмоциями и поведением.
Хорошие результаты ранней диагностики могут также стимулировать нейропластичность мозга, помогая другим областям мозга взять на себя работу пораженных функций, что приведет к улучшению симптомов расстройства и большей адаптивности, как показало исследование по выявлению раннего аутизма, проведенное Канадской педиатрической ассоциацией. Это также может уменьшить возникновение других вторичных и последующих нарушений, таких как тревога, депрессия или другие эмоциональные проблемы.
Таким же образом, лечение тяжелых психических расстройств в раннем детстве может помочь детям лучше интегрироваться в окружающую среду, предоставляя им инструменты для развития социальных навыков. Это не означает, что это также может быть хорошей стратегией для снижения риска академической неуспеваемости, проблем с обучением и отсева из школы.
Zwaigenbaum, L. et. Al. (2019) Ранний скрининг на расстройство аутистического спектра у детей младшего возраста. Педиатрия и детское здоровье, 24 (7): 424-432.