Советы по улучшению понимания прочитанного детьми
Теперь, когда ваш сын уже начал читать, самое время помочь ему понять то, что он читает. Слова — это не просто слова, они несут в себе послания, которые доходят до нас через каждое прочитанное предложение. Поэтому вы можете помочь своему ребенку понять то, что он читает… вам просто нужны некоторые стратегии и приемы, чтобы добиться этого.
Как это сделать
Вспомните, как вы учите ребенка завязывать шнурки на ботинках или велосипеде… вы шаг за шагом объясняете, что нужно делать, чтобы понять. То же самое касается и чтения… хорошо бы понять некоторые стратегии чтения, чтобы обучать детей дома.
Что помогает детям понять то, что они читают? Очень важно быть активным читателем. Это означает, что нужно сосредоточиться на тексте, задавать вопросы и делать мысленные заметки. Вы можете ежедневно работать над этими навыками, чтобы улучшить понимание прочитанного.
Устанавливайте связи
Когда дети в процессе чтения устанавливают связи с тем, что они уже знают, это помогает им сосредоточиться. Установление связей позволяет им лучше понять то, что находится перед ними в виде букв. Покажите ребенку, как устанавливать связи при чтении вслух. Если в книге упоминаются места, где вы были вместе с ребенком, поговорите вместе об этих воспоминаниях. Поддержание разговора об этих прошлых понятиях поможет вам установить связи в будущем, когда вы будете читать самостоятельно.
Задавайте вопросы
Вопросы — это ключ к развитию критического мышления, что является основополагающим для хорошего чтения. Задавание вопросов мотивирует детей искать подсказки в тексте. Во время совместного чтения задавайте вопросы, чтобы разжечь любопытство ребенка. Спросите, например, «Как ты думаешь, что произойдет?» или «Как ты думаешь, что чувствует герой?».
Мысленно представляйте образы
Визуализация помогает оживить историю. Читая вместе с ребенком, описывайте, как происходит то, что у вас в голове. Поговорите о том, что вы чувствуете при этом и как, по вашему мнению, это может быть. Вы также можете использовать другие органы чувств. Например, если действие происходит в саду, как он может пахнуть?
Затем предложите ребенку создать мысленный фильм, указывая на то, чем его фильм отличается от вашего. Если ваш ребенок любит рисовать или раскрашивать, вы можете предложить ему нарисовать сцену.
Ищите подсказки в тексте
Когда экстрасенсорные связи установлены, можно сделать предположения или предсказания о том, что может произойти в дальнейшем. Это умозаключения, которые необходимы для понимания текста. Это отличный способ стать лучшим читателем. Например, если вы прочитаете, что у ребенка красные глаза и насморк, можно предположить, что он простыл или у него аллергия. Вы можете делать это мысленно при чтении.
Что является самым важным
Необходимо, чтобы дети спрашивали, что, по их мнению, может быть самым важным, кто главные герои, что самое важное в рассказе… Когда дети знают, как выяснить, что самое важное в рассказе, им будет легче понять и осмыслить текст.
Проверка понимания
После окончания чтения необходимо снова задать вопросы, чтобы узнать, поняли ли дети текст и есть ли в нем смысл. Если ребенок застрял на одной части текста, он может прочитать ту часть, которая не имеет для него смысла или которая требует больше усилий для понимания. Если есть часть, которая кажется более запутанной, необходимо подчеркнуть ее.