Многие родители детей с особыми потребностями развивают вседозволенность в воспитании, полагая, что они облегчают жизнь своим детям. Однако обычно верно обратное: дети, выросшие в условиях чрезмерно разрешительного воспитания, чаще всего становятся очень зависимыми, требовательными и неуверенными в себе подростками.
Как и другие дети, дети с особыми потребностями также должны расти в условиях границ, которые помогают организовать их мир, учат их адаптироваться к требованиям окружающей среды и позволяют им чувствовать себя в большей безопасности. Поэтому вы можете точно знать, чего от них ожидают, и изучить некоторые ориентиры, которых следует придерживаться в обществе. Разумеется, речь не идет о том, чтобы делать ставку на ограничительное воспитание, идея заключается в том, чтобы найти баланс между ограничениями и свободой.
Хорошим решением является позитивная дисциплина — метод, направленный на то, чтобы научить детей стать независимыми людьми, способными самостоятельно решать свои проблемы и ответственно относиться к жизни.
5 инструментов позитивной дисциплины для обучения детей с особыми потребностями
1. Создайте распорядок дня
Рутина не только помогает установить определенную организацию в доме, но и обеспечивает ребенку большую безопасность, позволяя ему развить некоторые полезные жизненные навыки. Однако ребенку с особыми потребностями нелегко привить такие ежедневные привычки, как чистка зубов или одевание, поэтому вам придется объяснять ему распорядок дня шаг за шагом, пока он не освоит его. Вам также следует помнить, что каждому ребенку потребуется разное количество времени, чтобы выучить распорядок дня, поэтому не расстраивайтесь, если у вас не получится выучить его с первого раза, главное — терпение.
2. Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах
Многие родители детей с особыми потребностями слишком много внимания уделяют инвалидности своего ребенка, чтобы «исправить» его недуг. Гораздо более эффективная стратегия — сосредоточиться на своих сильных сторонах. Это повышает пластичность мозга, способность мозга перестраиваться и адаптироваться к окружающей среде, что помогает ребенку преодолеть свои проблемы и стать более независимым человеком. Например, если у ребенка есть трудности в общении, но вместо этого у него есть способности к рисованию, вы можете поощрять его рисовать и общаться с помощью кистей.
3. Меньше границ, но четче
Правила и границы не только помогают в обучении ребенка с особыми потребностями, но и задают ориентиры на всю жизнь. Таким образом, вы узнаете, что можно делать, а что нельзя. Главное — установить четкие границы и правила, которые ваш малыш сможет легко понять, но также важно применять их систематически и последовательно, чтобы не запутать его. Разумеется, это не означает, что вы жесткие, но важно, чтобы ваш ребенок знал, какие бывают исключения. Например, вы можете разрешить ему ложиться спать немного позже в пятницу или субботу, но в остальные дни недели он должен знать, что ему нужно ложиться рано, чтобы пойти в школу.
4. Избегайте критики
Чаще всего ребенок с особыми потребностями ведет себя плохо не специально, а потому что не знает, как поступить иначе. Поэтому вместо того, чтобы кричать и обвинять его в плохом поведении, что в конечном итоге вызывает только еще большее напряжение и разочарование, вам следует поощрять размышления и пытаться найти причину, которая заставила его вести себя таким образом. Таким образом, вы сможете поработать над основными причинами плохого поведения и предотвратить его повторение в будущем.
5. Помогайте ему самостоятельно делать выводы
Ребенку с особыми потребностями часто трудно самостоятельно делать выводы. Хорошая стратегия, которая поможет ему понять границы и правила, выработать привычки и научиться чему-то новому, — это поощрять его делать собственные выводы. Например, вместо того чтобы говорить: «Нельзя бить брата, когда ты на него злишься», можно спросить: «Как ты думаешь, что чувствует твой брат, когда ты злишься и бьешь его? Считаешь ли ты, что это нормально?».