Синдром Аспергера и СДВГ — схожие расстройства до 7 лет
Синдром Аспергера и СДВГ — это два независимых расстройства, но они имеют схожие характеристики, по крайней мере, в первые годы развития детей. На самом деле, мало кто из специалистов затрудняется четко разграничить расстройства, особенно в возрасте до 5 лет. Более того, неудивительно, что высокий процент детей с синдромом Аспергера также страдает от классических симптомов СДВГ или наоборот.
Однако основной характеристикой синдрома Аспергера являются трудности в общении и развитии адекватных социальных навыков, при этом проявляются стереотипное поведение, чрезмерное следование распорядку и зацикленность на конкретном вопросе. В случае СДВГ это характеризуется трудностями с сознательным сосредоточением, при этом наблюдается импульсивное поведение, которое наносит ущерб социальным отношениям.
Проблема в том, что дошкольники с синдромом Аспергера и СДВГ часто представляют собой довольно схожую картину, поскольку у них есть трудности с избирательным вниманием, они с трудом понимают эмоции других людей и демонстрируют гиперактивное и импульсивное поведение. Они также обычно не используют основные социальные процедуры, такие как приветствие или прощание, страдают скунсом и демонстрируют сложный темперамент, что в конечном итоге сказывается на их социальном взаимодействии.
Однако по мере взросления ребенка признаки каждого расстройства начинают дифференцироваться. Так, в возрасте 7 лет гораздо легче отличить синдром Аспергера от СДВГ.
7 Рекомендаций по дифференциации СДВГ и синдрома Аспергера
1. Коммуникативный интерес
Если у ребенка с синдромом Аспергера нарушена способность к общению и взаимодействию с другими людьми, то ребенок с СДВГ способен взаимодействовать в социальной среде, хотя ему трудно следовать правилам поведения. Другими словами, ребенок с СДВГ хочет общаться с другими людьми, в то время как ребенок с синдромом Аспергера не очень заинтересован в общении.
2. Способность уделять внимание
Ребенок с СДВГ испытывает заметные трудности с концентрацией внимания на одной и той же деятельности, даже если он чувствует себя очень мотивированным, это происходит потому, что его внимание рассеяно и он легко декомпрессируется. Напротив, у ребенка с синдромом Аспергера может быть плохое внимание, но это потому, что он не интересуется тем, что происходит в его окружении. Однако он может часами заниматься одним и тем же заданием.
3. Концентрация
Ребенку с СДВГ трудно оставаться в разговоре слишком долго и он часто ведет себя импульсивно и непредсказуемо, тогда как ребенок с синдромом Аспергера способен сосредоточиться на теме до тех пор, пока она его интересует.
4. Понимание языка
Ребенку с СДВГ трудно понимать речь других людей, потому что он не уделяет ей достаточно внимания и часто перебивает. Однако проблемы с пониманием при синдроме Аспергера вызваны трудностями в понимании языка, особенно когда используются сарказм или метафоры.
5. Моторные навыки
В большинстве случаев при диагнозе «синдром Аспергера» со временем обычно возникают трудности с толстой и мелкой моторикой. Однако у ребенка с СДВГ обычно нет проблем с моторикой; их каллиграфия может быть плохой, потому что они не обращают внимания, но это не связано с проблемой моторики.
6. Сфера интересов
Как правило, дети с синдромом Аспергера развивают очень привычную и ограничивающую сферу и деятельность интересов, в то время как у детей с СДВГ сфера деятельности очень широка, именно потому, что им трудно оставаться сосредоточенными на одной задаче.
7. Проявление симптомов
Симптомы синдрома Аспергера проявляются всегда, каждый день, а у детей с СДВГ импульсивность и невнимательность часто проявляются только в ответ на определенные события или освобождающие ситуации.