Синдром Аспергера имеет много общего с аутизмом. На самом деле, в последнем издании DSM-5, Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, которым руководствуются психологи и психиатры, некоторые диагностические единицы, которые использовались на протяжении десятилетий, были исключены, включая синдром Аспергера. Теперь эта психопатология является частью того, что называется «расстройство аутистического спектра».
Это изменение во многом связано с тем, что нет достоверных доказательств различий в генетическом риске между людьми с аутистическим расстройством и людьми с синдромом Аспергера. Исследования показывают, что среди братьев и сестер детей с аутизмом распространенность аутистического расстройства и синдрома Аспергера практически одинакова. Аналогичным образом, не было отмечено существенных различий при тестировании биомаркеров и функциональной визуализации мозга.
С другой стороны, создание одной сущности, охватывающей расстройства, которые ранее считались разными, также объясняется стремлением понять, что и языковые трудности, и проблемы в социальных отношениях, и повторяющееся поведение на самом деле являются частью континуума.
На самом деле, объединение обоих расстройств не является чем-то совершенно новым. В прошлом детей с синдромом Аспергера также называли «высокофункциональными аутистами», чтобы дифференцировать их и намекнуть, что они могут жить относительно нормальной и независимой жизнью, приобретая высокие способности в определенных областях жизни.
Конечно, есть и критики этой «ассоциации», которые предпочитают, чтобы обе эти группы были хорошо дифференцированы. Эти специалисты считают, что классификация синдрома Аспергера как особого подтипа аутизма может привести к тому, что эти дети не получат особой поддержки и услуг, необходимых им для обучения и развития.
Каковы основные различия между синдромом Аспергера и аутизмом?
Как правило, нарушения развития при аутизме становятся очевидными к первым трем годам жизни. Однако во многих случаях синдром Аспергера диагностируется, когда ребенок становится старше, примерно в возрасте семи лет или даже в подростковом возрасте.
Еще одно существенное различие касается когнитивного развития. Если во многих случаях аутизм сопровождается некоторой степенью интеллектуального снижения, то дети с синдромом Аспергера не проявляют никаких признаков задержки когнитивного развития и даже могут показывать очень хорошие результаты в тестах на интеллект.
Различия между этими двумя расстройствами распространяются и на языковую сферу. В то время как у детей с аутизмом наблюдается явная задержка развития речи и очень бедный словарный запас (около 25% детей с диагнозом «аутизм» невербальны), дети с синдромом Аспергера приобретают соответствующий возрасту словарный запас и могут считаться очень «культурными». Проблема в том, что они также могут стать педантичными, поскольку не способны улавливать невербальные сигналы собеседника во время разговора и не понимают, что надоедают ему.
Существуют также различия в двигательном уровне. Дети с аутизмом часто совершают стереотипные движения, например, хлопают в ладоши или раскачиваются, но у детей с синдромом Аспергера такие движения не встречаются. Несмотря на это, у них часто возникают проблемы с координацией, они могут странно ходить или делать неловкие движения.
Наконец, еще одно из основных различий между этими двумя расстройствами проявляется в сфере интересов. И при аутизме, и при синдроме Аспергера ценится очень ограниченная и навязчивая сфера интересов. Однако дети с синдромом Аспергера демонстрируют интересы «высокого уровня», которые могут привести их к успехам в определенных областях науки, таких как математика или физика.