Эффективные методы лечения для смягчения симптомов детского СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — очень распространенное расстройство в детском возрасте. По оценкам, им страдают от 8% до 12% детей, только в Испании этот диагноз имеют 6,8% детей. Обычно это расстройство проявляется в первые годы жизни, хотя в большинстве случаев его обнаруживают в школьном возрасте.
В любом случае, это нейробиологическое расстройство с сильным наследственным, генетическим и церебральным компонентом, который влияет на поведение ребенка на протяжении всей его жизни. Большинство детей, страдающих этим расстройством, страдают от импульсивности, гиперактивности и невнимательности, когда они достигают подросткового или взрослого возраста. Фактически, по оценкам, у 80% детей расстройство сохранится в подростковом возрасте, а от 30% до 65% будут иметь симптомы во взрослой жизни. Однако, хотя расстройство невозможно вылечить, симптомы можно ослабить в подростковом возрасте или при соответствующем лечении.
Три эффективных метода лечения для уменьшения симптомов детского СДВГ
Выбор правильного лечения очень важен для смягчения симптомов и предотвращения когнитивных нарушений, которые могут повлиять на развитие ребенка с СДВГ. Выбор лечения обычно варьируется в зависимости от времени прогрессирования расстройства, а также от психосоциальных обстоятельств и эффективности той или иной методики. Однако большинство специалистов выбирают мультидисциплинарное лечение, которое включает в себя психологическую терапию, применение лекарственных препаратов и определенные изменения в образе жизни ребенка.
Психолого-поведенческая терапия
Для лечения ребенка с СДВГ используются различные методы психотерапии, основная цель которых — дать ребенку инструменты для регуляции своего поведения. Это объясняет, почему одним из наиболее широко используемых методов психотерапии является поведенческая терапия, основная цель которой — погасить гиперактивные и импульсивные проявления у ребенка и, в свою очередь, стимулировать более контролируемые реакции. В рамках этой терапии, по сути, ребенка учат контролировать собственное поведение и устанавливать хорошо структурированные модели поведения, которые позволяют ему регулировать свою гиперактивность и импульсивность. Однако это не единственное решение, поскольку еще одним методом лечения является когнитивная терапия, в ходе которой ребенку предлагается ряд инструментов для достижения самоконтроля, улучшения его внимания и способности решать проблемы. Таким образом, терапевт стимулирует развитие у ребенка конкретных социальных навыков, которые позволяют ему регулировать свое поведение, например: просить о помощи, делиться игрушками или ждать своей очереди.
Фармакотерапия
Во многих случаях СДВГ фармакологическая терапия занимает центральное место в лечении. Это связано с тем, что иногда внешней регуляции поведения ребенка недостаточно, поскольку существует сильный нейробиологический предрасполагающий фактор, который необходимо регулировать на нейрохимическом уровне. Для этого используются как стимулирующие, так и нестимулирующие центральную нервную систему препараты, которые, хотя и не имеют одинакового механизма действия, но их эффекты очень похожи, поскольку им удается снизить гиперактивность и импульсивность и улучшить способность ребенка концентрироваться и учиться. На самом деле, они обычно очень эффективны, поскольку известно, что от 70% до 80% детей, принимающих лекарства от СДВГ, положительно реагируют на лечение. Препаратами выбора обычно являются метилфенидат и атомоксетин, хотя используются и другие, такие как гуанфацин, клонидин и амфетамин пролонгированного действия. В других случаях используются некоторые антидепрессанты.
Изменения в образе жизни
Многие исследования показали, что социальное влияние и образ жизни являются факторами, влияющими на симптомы СДВГ у детей. Поэтому еще одним способом лечения СДВГ у детей является изменение образа жизни малышей. Важно установить четкие стандарты и границы, которые хорошо определены дома, сделав ставку на подробный график занятий, которые ребенок будет выполнять каждый день, среди которых следует включить физические упражнения на свежем воздухе, чтобы помочь ему сбросить избыток энергии. Фактически, недавнее исследование, проведенное Мичиганским государственным университетом и Университетом Вермонта, сообщает, что предложение гиперактивным детям ежедневной аэробной программы перед школьными занятиями может помочь им смягчить симптомы СДВГ и улучшить их академическую успеваемость. Аналогичным образом, некоторые исследования продемонстрировали тесную взаимосвязь между СДВГ и едой. На самом деле, известно, что диета с пониженным содержанием сахара, добавок и красителей и богатая витаминами, минералами и незаменимыми жирными кислотами может способствовать уменьшению симптомов гиперактивности и импульсивности у детей, страдающих этим расстройством.