- Причины, симптомы и лечение синдрома Аспергера в детском возрасте
- Причины синдрома Аспергера
- нейробиологические факторы
- Наследственность и генетика
- Экологический компонент
- Симптомы синдрома Аспергера
- Очень мало интересов и занятий
- Проблемы с общением
- Задержка психомоторного развития и нарушения физического поведения
- Редкие социальные навыки
- Изменения в эмоциональном контроле
- Лечение синдрома Аспергера
Причины, симптомы и лечение синдрома Аспергера в детском возрасте
Из каждых 1 000 детей у 3-7 диагностируется синдром Аспергера. Это нейробиологическое расстройство развития, которое затрагивает область коммуникации и является частью расстройств аутистического спектра. Оно было открыто в 1944 году венским педиатром Гансом Аспергером и с тех пор чаще встречается у мальчиков, у которых вероятность развития этого расстройства в 3-4 раза выше, чем у девочек.
В целом, синдром Аспергера имеет раннее начало в детстве, в возрасте 3 лет уже проявляются первые симптомы. Однако, по оценкам Коалиции по синдрому Аспергера в США, большая часть случаев диагностируется в возрасте от 5 до 9 лет, поскольку в этом возрасте симптомы очень очевидны.
Причины синдрома Аспергера
нейробиологические факторы
Одним из факторов, участвующих в развитии синдрома Аспергера, являются нейробиологические нарушения развития. Это подтверждается последними нейровизуализационными исследованиями, которые обнаружили отклонения в различных областях коры и подкорки головного мозга. Действительно, более чем у 20% детей с синдромом Аспергера наблюдается макроцефалия, а у большого процента также отмечается уменьшение количества клеток Пуркинье в мозжечке, дисплазия в стволе мозга и мозжечке, признаки дисгенезии коры и большего количества нейронов. лимбической системы.
Также были обнаружены изменения в синаптической плотности, в микроколонках ассоциированной лобной коры и в составе никотиновых рецепторов. Эти аномалии влияют на первичные процессы развития, такие как миграция нейронов, запрограммированная гибель клеток, синаптогенез и нейрогенез.
Аналогичным образом, значительные различия были обнаружены в биохимических структурах мозга детей с синдромом Аспергера по сравнению с мозгом детей без этого заболевания. Например, более высокая концентрация креатинина, фосфокреатина и лофоса — молекул, участвующих в важных нейронных функциях, таких как энергетический обмен, плотность нейронов, фосфатный обмен и мембранный обмен. Эти изменения влияют на исполнительную функцию мозга, особенно в аспектах, связанных с общением, социальными навыками и эмоциональным развитием.
Наследственность и генетика
Сегодня известно, что гены играют важную роль в расстройствах аутистического спектра, таких как синдром Аспергера, гораздо более важную, чем в любых других нейропсихиатрических изменениях. Фактически, степень наследуемости составляет более 90%, а вероятность того, что следующий брат или сестра страдает этим расстройством, в 50 раз выше, чем у остальной части населения. Однако до сих пор конкретные гены, вовлеченные в синдром Аспергера, не выявлены, хотя известно, что это генетически сложное расстройство, в которое, вероятно, вмешиваются различные генные мутации.
Например, известно, что наиболее частые изменения происходят на хромосоме 15, особенно в области 15q11-13, а также на половых хромосомах (что объясняет неприятный синдром Аспергера у детей). Аналогичным образом были обнаружены варианты генов в ENCRAGED2, гене, связанном с развитием мозжечка; на хромосоме 17Q гена транспортера серотонина. в гене UBE3A и на хромосоме 15q11-13 нескольких генов, связанных с ГАМК-ергической системой.
Экологический компонент
Еще одна гипотеза относительно этиологии синдрома Аспергера предполагает наличие экологического компонента. Некоторые ученые считают, что развитие мозга изменяется из-за действия токсичных веществ. Одним из подозреваемых является тимер — вещество, которое можно найти в зубных протезах, некоторых лекарствах и чистящих средствах. Это тиосалат, который также содержит этилртуть, и хотя известно, что он не имеет транспортеров в мозг и быстро разлагается, многие эксперты предполагают, что он может быть причастен к развитию синдрома Аспергера.
Существуют также доказательства того, что воздействие таких химических веществ, как талидомид и вальпроевая кислота, может играть важную роль в этиологии этого расстройства. Так, было установлено, что у 5% беременных детей, подвергшихся воздействию талидомида, наблюдаются симптомы аутизма, что почти в 30 раз выше по сравнению с детьми матерей, не подвергавшихся воздействию этого вещества. Однако существует также множество детей, которые подвергались воздействию этих продуктов и у которых не развился синдром, что заставляет экспертов предполагать, что факторы окружающей среды влияют на возникновение синдрома Аспергера, но не являются определяющими, а лишь провоцирующими.
Симптомы синдрома Аспергера
Очень мало интересов и занятий
Дети с синдромом Аспергера становятся сосредоточенными и зацикленными на одном предмете или объекте, игнорируя практически все остальное. Как правило, предметом их интересов являются странные и необычные вещи, например: расписание транспорта, телефонные справочники или предметы редкой или не имеющей ценности.
Для этих детей также характерно придерживаться рутины, и они очень мало терпимы к переменам и непредсказуемым событиям. Кроме того, они обычно вырабатывают ритуалы или повторяют необычные движения, например, заводят себя или двигают рукой. Эти движения помогают им чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Проблемы с общением
Хотя дети с синдромом Аспергера обычно не испытывают трудностей с языком и вербальной экспрессией, у них часто возникают проблемы с общением, поскольку они не понимают правил, которые его регулируют. Например, они не поддерживают зрительный контакт, проявляют мало интереса к речи других людей или не понимают шуток и не записывают сообщения виртуально.
Во многих случаях они используют педагогический и формальный язык, прибегая к обширному и ненужному словарному запасу. Однако им трудно понять очень длинные разговоры или сложные вопросы. Поэтому иногда, когда их не понимают, они просто резко меняют тему разговора, не принимая во внимание интерес собеседника.
Задержка психомоторного развития и нарушения физического поведения
Многие дети с синдромом Аспергера имеют явные признаки психомоторной задержки, поэтому их часто называют «редкими». Обычно им требуется больше времени, чем другим детям, чтобы научиться основным движениям, таким как захват мяча, езда на велосипеде или дотягивание до предмета мебели. Они также немного неуклюжи при ходьбе и выполнении некоторых повседневных действий.
С другой стороны, у них слабо развита моторная координация, что затрудняет выполнение таких простых действий, как застегивание рубашки, одевание или завязывание шнурков. В некоторых случаях они могут проявлять стереотипные и повторяющиеся движения, например, трясти или крутить пальцами или описывать тело. Иногда они также могут хрюкать или демонстрировать подергивания лица и тики, которые со временем могут усиливаться.
Редкие социальные навыки
В отличие от других расстройств развития, таких как аутизм, дети с синдромом Аспергера обладают определенной способностью взаимодействовать с другими людьми, но они не любят это делать, потому что привыкли отстраняться и отстраняться от Алекса. Это происходит потому, что они не получают удовольствия от социального взаимодействия и испытывают трудности с распознаванием чувств других людей и сопереживанием. Также часто они избегают общения с детьми своего возраста и предпочитают играть в одиночестве.
Изменения в эмоциональном контроле
Еще одним из наиболее распространенных симптомов синдрома Аспергера в детском возрасте являются трудности в регулировании эмоций. Дети с этим расстройством обычно проявляют больше истерик, чем другие сверстники, и легко плачут. Кроме того, они обычно не очень эмпатичны из-за того, что им трудно распознавать эмоции окружающих.
Лечение синдрома Аспергера
Единого метода лечения синдрома Аспергера не существует, то, что может сработать для одного ребенка, может оказаться неэффективным для других. Однако существуют различные методы лечения, которые направлены на развитие способностей ребенка. Когнитивная терапия, например, дает хорошие результаты, помогая ребенку научиться управлять своими эмоциями, навязчивым поведением и повторяющимися движениями.
Аналогичным образом, физиотерапия и трудотерапия обычно используются с отличными результатами для стимулирования двигательных навыков и решения сенсорных проблем, а логопедическая и языковая терапия и тренинг социальных навыков — для развития взаимодействия и общения с другими людьми.
Однако в общем смысле, чем раньше начнется терапия, тем лучше.