Во многих случаях, когда возникают эмоциональные проблемы во взрослой жизни, кажется, что речь идет только о детстве, но на самом деле не все проблемы восходят к матери. В конце концов, в воспитании (или, по крайней мере, создании) ребенка участвует еще один человек. Кроме того, в жизни ребенка есть много других важных людей, которые влияют на него. Это братья и сестры, бабушки и дедушки, тети и дяди, спонсоры, близкие друзья семьи, кенгуру, учителя, одноклассники и другие люди, которые регулярно взаимодействуют с ребенком.
Что влияет на способность ребенка формировать значимые и удовлетворяющие его отношения с окружающими людьми? Какие факторы способствуют стрессу, избеганию и удовлетворению, когда речь идет об отношениях? Психологи могут совершенно определенно сказать, что это не совсем вина матери или даже обоих родителей. Однако мы можем быть уверены, что ранний опыт общения ребенка с родителями оказывает глубокое влияние на его навыки во взрослой жизни.
Большая часть знаний, которыми мы располагаем сегодня по этой теме, исходит из идеи, разработанной в 1950-х годах, которая называется теорией привязанности. Далее мы расскажем о теории привязанности Джона Боулби.
Теория Боулби
Страх перед незнакомцами — это механизм выживания, который врожденно присущ младенцам. Младенцы рождаются с врожденным поведением, называемым социальными релизерами, которые помогают природе делать свою работу, и как мать, так и ребенок привязываются, что и является паттерном привязанности. Для Боулби это эволюционный вопрос, потому что привязанность ребенка к матери служит для выживания и защиты.
По мнению этого автора, и у младенцев, и у матерей есть биологическая потребность вступать в контакт друг с другом. Это защитный механизм для выживания вида. Таким образом, привязанность — это здоровые отношения между матерью и ребенком, которые способствуют установлению хороших отношений между ними.
Врожденное поведение младенцев, такое как улыбка, плач… работает как поведение социальной разрядки, потому что оно вызывает заботу взрослых по отношению к младенцам. Эта забота и есть навык реакции привязанности. Существует несколько основных моментов:
Врожденная потребность ребенка в связи с основной фигурой привязанности
Согласно Джону Боулби, должна существовать основная связь между младенцами и референтным взрослым, в большинстве случаев матерью, хотя не исключены и другие элементы привязанности. Это называется монотропией, с циклом взаимодействия между матерью и ребенком. Я считал, что если материнская связь будет разорвана, то во взрослой жизни возникнут серьезные негативные последствия.
В первые годы жизни ребенок должен получать постоянную заботу со стороны фигуры привязанности.
По мнению автора, если у малыша не было материнской заботы или стабильной привязанности в первые 5 лет его жизни, со временем у него возникнут психологические и эмоциональные проблемы, которые охватят всю его взрослую жизнь. Если в этот период у ребенка (или в критический период первых двух лет) не будет материнской заботы (материнская депривация: разлука или потеря матери или отсутствие развития фигуры привязанности), это будет иметь необратимые последствия в его жизни.
Необратимыми последствиями могут быть эмоциональные, когнитивные, социальные трудности … и даже негативное поведение, такое как преступление, или расстройства, такие как депрессия.
Кратковременная разлука с привязанностью вызывает дистресс
Дистресс от разлуки имеет три стадии:
- Протест: ребенок кричит, вопит и жалуется, потому что его привязанность исчезла.
- Фрустрация: Протест прекращается, однако окружение не дает ему покоя.
- ДОЛГОВЕЧНОСТЬ: при разлуке продолжает взаимодействовать с другими людьми, но проявляет признаки гнева.
Отношения привязанности формируют ребенка
Внутренняя модель ребенка состоит из ментальных репрезентаций для понимания окружающего мира, себя и других. Взаимодействие с фигурой привязанности необходимо для оценки контакта с другими людьми, создается внутренняя модель, которая становится личностью ребенка.