Рисунок отражает подсознание людей
Рисование — одно из выразительных средств, с помощью которого дети выражают свои чувства, страхи, тревоги и надежды. Это проективная техника, позволяющая с раннего возраста зарисовать некоторые черты личности ребенка, хотя важно помнить, что, поскольку личность ребенка еще не сформировалась, данные, полученные с помощью этой техники, являются лишь ориентировочными и могут меняться со временем.
Как применяется древовидный тест?
Тест «Дерево» — это очень простая в применении техника, которую можно использовать даже с детьми, которые не очень хорошо рисуют, поскольку она обычно не вызывает отторжения или беспокойства. Самое интересное, что, хотя это дерево выглядит как очень простой рисунок, на самом деле оно представляет собой начальную структуру «я».
Его можно применять с 5-летнего возраста, к этому времени большинство детей уже овладевают основными навыками рисования, поэтому они могут лучше очертить элементы, из которых состоит дерево. Самое главное, что взрослые не дают ребенку никаких представлений о том, как должно выглядеть дерево, ребенок может чувствовать себя совершенно свободно и рисовать его так, как ему хочется.
Как анализировать рисунок дерева?
Пол
В проективных тестах пол представляет собой точку контакта с реальностью, поэтому, когда его нет, это может означать, что ребенок чувствует себя неуверенно или нестабильно. Это также может означать, что вы недостаточно заземлены или что вам нужно найти свое собственное пространство.
И наоборот, наличие земли говорит о безопасности и уверенности, особенно если она нарисована прямыми линиями, которые указывают на ясность мыслей и эмоциональную стабильность. Волнистый пол может быть признаком чувствительности и склонности избегать конфронтации. Однако важно знать, что до 9 лет многие дети не рисуют пол, и это не означает, что существует проблема.
Свойства
Корни обеспечивают дерево питательными веществами, необходимыми для его роста, а также поддерживают его. В психоаналитической теории корни представляют «ид» — наиболее инстинктивную и скрытую часть психики. Когда они отсутствуют в плане, это может означать, что ребенок боится мира или чувствует себя уязвимым.
Если они спроектированы пропорционально, они показывают, что происходит хорошее эмоциональное развитие и что ребенок чувствует себя любимым и принятым. На самом деле, дерево с большим количеством корней обычно является признаком наличия положительной привязанности. Однако дети в возрасте до 9 лет иногда не вытягивают корни.
Ствол
Ствол — один из самых важных элементов дерева, поэтому он напрямую связан с личностной идентичностью и тем, как человек относится к миру. Если ствол очень тонкий и слабый или имеет неровные линии, это, вероятно, признак внушаемой личности и страха перед миром, который считается опасным. Если ствол имеет отверстия, это может указывать на глубокую эмоциональную пустоту.
И наоборот, толстый ствол с четкими линиями указывает на сильную личность и четко определенные ценности, а также на самоконтроль и дисциплину. Однако если ствол слишком толстый, это может быть показателем агрессии, нарциссических черт, упрямства и склонности к авторитаризму.
Чаша и ветви
Это верхняя и самая заметная часть дерева, поэтому они представляют отношения ребенка с другими людьми, а также его мечты и амбиции. Прежде чем перейти к этому, важно знать, что дети младшего возраста, скорее всего, не нарисуют ветви, поскольку у них нет такого уровня детализации, но это не значит, что в этом есть проблема.
Если ветви и крона придают дереву необычный вид, это может отражать такие черты характера, как эксцентричность или желание привлечь к себе внимание. Если ветви слишком заостренные или слишком прямые, за этим, скорее всего, скрывается склонность к агрессии и/или импульсивность. Если чаша слишком маленькая, это может указывать на застенчивость, интроверсию и замкнутость. Если ребенок добавляет плоды на дерево, это обычно указывает на социальную и щедрую личность.
Отказ от ответственности
Анализ теста дерева используется как инструмент в психологии, но он должен быть дополнен другими тестами и оценен вместе, чтобы специалист поставил возможный диагноз. Эта статья информативна для родителей, поскольку она может помочь вам заподозрить эмоциональные проблемы у вашего малыша. В любом случае, при необходимости вы всегда должны приглашать специалиста для оценки ребенка.