Ежегодно в мире, по данным Всемирной организации здравоохранения, рождается около 15 миллионов недоношенных детей. Это дети, родившиеся до 37 недель гестации, что повышает риск задержки и ухудшения нейрокогнитивного развития, поскольку их мозг имеет меньший объем и структурную сложность, так как не закончил созревание.
Фактически, у недоношенных детей чаще развиваются нарушения внимания и концентрации, у них выше риск задержки овладения речью и нарушений сна. Кроме того, у них обычно хуже развиты социальные навыки и они испытывают большие трудности в управлении своими эмоциями, что повышает вероятность развития эмоциональных изменений.
Однако недавнее исследование показало, что музыка может помочь предотвратить эти проблемы и способствовать тому, что недоношенные дети достигнут того же уровня развития мозга, что и их доношенные сверстники.
Музыка как инструмент для развития мозга
В ходе исследования, проведенного специалистами Женевского университета совместно с другими учреждениями, было проанализировано влияние музыки на развитие мозга недоношенных детей. Для этого они выбрали три мелодии, сочиненные Воленвейдером, в которых сочетались флейта Пунги, арфа и колокольчики: одно произведение для сопровождения бодрствования, другое — для помощи при засыпании и третье — для взаимодействия во время бодрствования.
Эти предметы были протестированы на двух группах недоношенных детей в ходе двойного слепого исследования. Одна из групп слушала музыкальные композиции, в то время как другая группа не подвергалась никаким дополнительным стимулам. Активность мозга младенцев анализировали с помощью функциональных магнитно-резонансных изображений, чтобы определить активные области в каждый момент времени. Наконец, они сравнили результаты в этих двух группах с результатами детей, родившихся в третьей группе.
Исследователи обнаружили, что у недоношенных детей, которые не подвергались воздействию музыки, функциональная связь была хуже, что подтверждает негативное влияние раннего развития на развитие мозга. Одной из наиболее пострадавших областей мозга была нейронная сеть, которая мешает различать различные сенсорные стимулы и управлять соответствующей реакцией, что также связано с обучением, выполнением когнитивных задач и управлением эмоциями.
Напротив, группа недоношенных детей, подвергавшихся воздействию музыки, показала значительное улучшение в развитии их мозга. Функциональная связь между проекционной и сенсорной сетью, слуховой и с лобной областью, таламусом и прекунеусом достигла почти такого же уровня развития, как у срочных детей.
Исследователи считают, что это может быть связано с механизмом действия музыки на уровне мозга. Известно, что музыка стимулирует различные функции мозга, от слуховой, сенсорной и аналитической деятельности до координации и движения.
Другие преимущества музыки для развития недоношенных детей
Другое исследование, на этот раз проведенное в Университете Альберты, также обнаружило некоторые преимущества влияния музыки на недоношенных детей. Проанализировав старые исследования, проведенные в период с 1989 по 2006 год, ученые обнаружили доказательства того, что музыка может улучшить некоторые физиологические и поведенческие параметры.
Обзор показал, что музыка может уменьшить боль у новорожденных, улучшить их сердечную и дыхательную функции и настроение. Также было установлено, что воздействие определенных музыкальных аккордов на недоношенных детей может улучшить их инстинкт сосания, даже если они не получают грудного вскармливания, и сократить время госпитализации.