Лучшие породы тяжеловозов: описание, характеристики, фото лошадей

Усилиями российских заводчиков с момента начала коневодства на русской земле было выведено более трех десятков пород лошадей. Мы расскажем лишь о некоторых, самых популярных из них. Какие самые знаменитые русские породы лошадей существуют в наши дни, читайте далее в статье.

Общие характеристики

Тяжеловозы – главные помощники в сельском хозяйстве. Породы этих лошадей не имеют отношения к скачкам, верховой езде, показательным выступлениям. Это настоящие труженики, которые выполняют две главные функции: перевозка грузов и участие в пахотных работах. Чем лошади-тяжеловозы отличаются от других пород:

  1. Крупное туловище.
  2. Мускулистые.
  3. Сильные, массивные ноги.
  4. Короткая и толстая шея.
  5. Физически выносливые лошади.
  6. Покладистый характер.
  7. Нетребовательны к условиям содержания.
Общие характеристики

Интересный факт. В наше время с целью проверить характеристики той или иной породы коневоды организовывают совместные выступления тяжеловозов. В этих мероприятиях лошади-тяжеловозы не демонстрируют грацию – они принимают участия в зрелищных испытаниях. Это могут быть силовые задания на перевозку груза, совмещение демонстрации скорости, силы и выносливости, а также умение преодолевать преграды на трудной трассе – холмы, подъемы, болотца. Такие проверки лошадей выглядят очень экстремально. Поэтому мероприятия с участием коней-богатырей становятся у нас все более популярными.

Скакуны

Когда мы говорим о лошадях, то почти всегда имеем в виду скаковые породы. С одной стороны, это объяснимо: скакуны в силу своей роли и значения в жизни человека всегда были, если можно так выразиться, на виду и остаются в этом качестве и сейчас, с успехом выступая на спортивных состязаниях и в различных шоу. С другой стороны, в этом есть некоторая несправедливость, поскольку среди более чем трёхсот пород лошадей существует ряд т.н. «тяжеловозных», или тяжеловозов. Они не столь заметны, грациозны и ярки, как их легконогие собратья, но без них жизнь человека была бы во много раз тяжелее и сложнее.

Даже в наши дни, после механизации большинства отраслей человеческой деятельности, лошади-тяжеловозы остаются незаменимыми при выполнении ряда важных задач. К чести человека, надо сказать, что гордятся этими лошадьми ничуть не менее, чем скаковыми, и устраиваемые среди тяжеловозов соревнования, помимо силы и выносливости, воочию демонстрируют присущую им своеобразную грацию и красоту, которая не оставит равнодушным ни одного поклонника этих замечательных животных.

Сейчас уже невозможно установить, какие типы лошадей – тяжеловозные или скаковые – появились в жизни человека раньше, да это и не столь важно. Важно другое: уже на заре своей истории, занимаясь одомашниванием лошади, человек чётко разделял, для каких целей ему нужны те или иные породы. Например, согласно дошедшим до нас письменным источникам, в Древней Руси существовало три типа лошадей.

Типы лошадей:

  1. милостные – по всей видимости, аналог современных скаковых или верховых пород. Они были во владении лишь у князей, самых знатных дружинников или у тех, кто был награждён лошадью в знак признания заслуг или же личной милости. Их же посылали в качестве подарка в соседнее государство или княжество.
  2. сумные. Предназначались для перевозки различных грузов в мирной жизни и в военных походах.
  3. поводные, из-за своей неповоротливости использовавшиеся лишь в обозах.
Читайте также:  Благодарненские голуби: бойная порода, описание, фото

Можно предположить, что именно сумные и поводные лошади стали предками современных российских тяжеловозов.

Схожим путём шли в Европе, выращивая по отдельности лёгкие верховые породы и дестриеров – специальных рыцарских лошадей, способных нести на себе тяжеловооружённых рыцарей. По одной из версий, именно дестриеры стали предтечами современных западноевропейских тяжеловозов.

Это интересно: Арабская лошадь (видео)

Орловский рысак

Орловского рысака называют еще орловской рысистой лошадью. Этой породе уже более 260 лет. Характерная черта – способность бежать резвой рысью. Выведена эта порода была на территории теперешней Воронежской области путем скрещивания более трех пород (в том числе голландской, датской и арабской). Классический орловский рысак прекрасно смотрится в упряжке.

Орловский рысак

Внешне это крупная лошадь, вес которой может доходить до 560 кг. Популярные и любимые в народе масти – серая, серая в яблоках, светло и темно-серая. Темперамент у лошадок очень активный, они своенравные и резвые. Внутри порода делится на три типа: сухой, массивный, промежуточный. Массивный напоминает русскую тяжеловозную лошадь, а сухой – наиболее изящный, поджарый.

Применение русских тяжеловозов

Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы. За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра. В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.

Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.

Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.

Основные европейские тяжеловозы

Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:

  1. першерон.
  2. шайр.
  3. брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
  4. булонский тяжеловоз.
  5. австралийский.
  6. клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
  7. суффолк.
  8. ирландский тяжеловоз.
  9. тинкер (или ирландский коб).
  10. рейнский тяжеловоз.
  11. арденская лошадь.
  12. гафлингер.
  13. норикер.

Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона.

Основные европейские тяжеловозы

Предлагаем ознакомиться Как приготовить настой чаги в домашних условиях

Першерон

Бельгийская лошадь тяжеловоз

Представители породы бельгийская теплокровная рабочая лошадь тяжеловоз, являются одними из самых красивых и необычных пород лошадей, которые, несомненно, заслужили собственное место в исторических фактах о наиболее тяжелых, сильных лошадях мира. Доказано, что данная порода напрямую обладает связью с арденами. Несколько столетий назад такую разновидность называли фландской. При любом названии питомцы известны тем, что сыграли значащую роль в выведение множества пород-тяжеловозов, например, более известные из них: шайры, суффольк-панчи, а также клейдесдали. В современности уже редко можно услышать их истинное название, питомцев называют скорее брабансонами, из-за местности, где они пользуются большой популярностью в разведении, на территориях Центральной Бельгии.

Читайте также:  Гнедые лошади: особенности масти, разновидности и уход

Прошло много лет, и те селекционеры, которые занимались усовершенствование представленной разновидности тяжелоупряжной лошади, используя методы тщательных отборов и воспроизводительных скрещиваний, создали практически идеальных питомцев. Шейная область компактная, плечи сильные, окончания недлинные, достаточно массивная конституция, рельефный круп. Черты характера также отличаются миролюбивостью, спокойным нравом, именно поэтому лошади идеально подходят для представленных им работ на земляных участках. Сам процесс наблюдения за милыми животными удивляют и вдохновляют. Часто их использую для повозок, которые занимаются перевозкой пива. В упряжке тяжеловесы смотрятся превосходно.

Породы считается довольно-таки древней, поэтому сам факт того, что лошади живут до сих пор – большое достижение. Известно, что всегда по различным причинам, некоторые из пород начинают понемногу исчезать, но, как видим бельгийские рабочие тяжеловозы представители, смогли пережить все и дальше радуют владельцев своим существованием. Большой популярностью в разведении, животные пользуются на территориях Бельгии, также их высоко оценивают в Регионах Северной Америки. Особенно их любят из-за спокойного и податливого характера. Само сочетания таких конных гигантов и в то же время полное усмирение, кажется невозможным.

В среднем, высота поголовье холка колебнется от 170 см до 175 см. Внешне заметна расцветка шерстяного покрова, преимущественно светлых оранжевых оттенков, на окончаниях – черные цвета, но также встречаются рыжие или тусклые желтые тона. Как редкость, бывают питомцы коричневой, или серой окраски.

Рассмотрим более детально экстерьерные характеристики породы бельгийских теплокровных рабочих лошадей. Наиболее популярна среди тяжеловозов красивая чалая масть черных насыщенных оттенков, но красиво смотрится и ярко-оранжевая или же гнедая расцветка. Кроме этих палитр, рождаются представители тусклых кремовых цветов, светлых коричневых оттенков или же просто серые. Если основной цвет шерстяного покрова более светлых тонов, но окончания обязательно темные, причем волоски на ногах достаточно длинные.

Головная часть средних размеров, удлиненная, гармонично смотрится с корпусом; лоб просторный и плоский; в профиле лошадка несколько плоская; область ганашей рельефная и сильно выражена; ушки прямостоячие и маленькие; выразительные глаза, с пронзающим нежным взглядом; орбиты более выпуклые; губы пухлые, мясистые; ноздри большие; шейная область недлинная, но сильная и вначале широкая, похожа на форму буквы «с»; спинная часть крепкая, рельефная и довольно-таки длинная.

Холка находится на низком уровне, достаточно широкая и мощная; линия поясницы коротковатая, широкая, но устойчивая; спина немного прогибается; хорошо развит круп, немного закругленный и создает эффект двойного, возле области хребта заметна красивая поставка; грудная клетка глубокая, большая; брюшная часть широкая и выпуклая; ребра большие и округлены.

Окончания отличаются тем, что достаточно короткие, но широкие и обладают сильной артикуляцией, также достаточно устойчивы. Плечевые делянки рельефные, сильные; пясти большие и мощные; массивные области скакательных суставов, на которых хорошо заметен уровень сгибания; обильные сухожилья и сухопарые; средних размеров бабки, которые обладают идентичным покровом с путовыми суставами и рослыми челками. Копыта закругленные, прямые, на них размещен аккуратных рог светлых цветов.

Суффолк

Английская порода, которая была официально зарегистрирована в середине 18 века. Использование этого коня для сельскохозяйственных работ обусловлено тем, что он намного быстрее выполняет пахотные работы в связи с отсутствием щёток на ногах. Глинистые грунты Англии до появления механизированной техники обрабатывались именно Суффолками.

Массивное туловище визуально делает конечности лошади менее широкими, однако это лишь иллюзия, так как кони очень сильные и выдерживают серьёзные нагрузки. Также стоит отметить покладистость и дружелюбие животных, поэтому их часто привлекают для проведения иппотерапии.

Популярные породы российских тяжеловозов

Самым известным тяжеловозом, выведенным в России, является владимирский: его отличает внушительное телосложение, высокий рост, широкая спина и крупные, мощные копыта. Владимирский тяжеловоз был получен при смешении европейских пород с местными лошадьми, вес жеребца варьируется в пределах 600-700 кг. В упряжке они могут протянуть вес до 1,5 т за 5 минут или 4,5 т за четверть часа. И в Советской армии их нередко использовали в военных целях для транспортировки артиллерийских орудий, провианта и других грузов. Максимальный вес, который может сдвинуть владимирский тяжеловоз, варьируется в пределах 20-23 т.

Другая популярная порода — русский тяжеловоз. Описание говорит о том, что эта лошадь невысокого роста, со слабой оброслостью ног, покорным темпераментом, при этом она достаточно энергична и отлично ведет себя в упряжи. Русский тяжеловоз способен тянуть вес до 9 т на протяжении нескольких минут, его нередко использовали для земельной обработки в XIX-XX вв., впрягая в плуг или пропашник.

В современном коневодстве лидерами среди верховых и спортивных пород остаются английские, арабские и русские лошади, которые показывают отличные результаты в выездке, скачках на скорость и вольтижировке. Всемирную известность получили российские рысаки, став лучшими среди таких пород, а из тяжеловозов, которые сегодня используются реже, популярны французские першероны и владимирские породы. Российское коневодство сегодня развито не настолько хорошо, как в европейских странах, однако многие породы по-прежнему популярны как для конного спорта, так и использования в личных целях.

Советский тяжеловоз

Эти кони были выведены путем скрещивания отечественных рабочих кобыл с бельгийскими брабансонами. Официально порода лошадей советский тяжеловоз был зарегистрирована в 1952 году. Одной из ее особенностей является то, что она, помимо отличных рабочих качеств, характеризуется еще и высокой степенью молочности.

Выведением этой породы занимались в СССР когда-то конезаводы Мордовский и Починковский. Поэтому на настоящий момент имеется два основных типа советского тяжеловоза. Починковские животные характеризуются в первую очередь очень крупным телосложением. Мордовские лошади имеют несколько более компактный и сухой костяк.

Советский тяжеловоз

Узнать советского тяжеловоза можно по:

  • крепкой короткой шее и голове средних размеров;
  • выразительным мышцам щек и широким ноздрям;
  • прямостоящим небольшим ушам;
  • массивным задним конечностям.

Особенности разведения

Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.

У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.

Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.